Как подключить динамики к акустической системе. Пошаговое подключение колонок к компьютеру

В этой короткой статье мы постарались максимально доступным образом изложить основные сведения о различных видах профессиональных акустических систем, способах их подключения и расчета мощности усилителя, исходя из мощности акустики.



Акустика по способу подключения делится на трансформаторную и низкоомную.

Трансформаторная акустика

Трансформаторная акустика предназначена для объектов, на которых не требуется очень хорошее качество звука, так как по качеству она ниже, чем низкоомная. Главная особенность данного типа акустики заключается в возможности подключения акустики на одну линию, друг за другом. Таким образом получается параллельное подключение, позволяющее делать достаточно длинные линии с большим количеством динамиков.

Преимущества трансформаторной акустики:
  1. возможность делать длинные цепочки колонок, подключая на одну линию большое количество динамиков
  2. простота подключения и экономия кабелей за счет такого варианта коммутации
  3. стоит дешевле своих низкоомных аналогов
  4. падение мощности сигнала на трансформаторной линии происходит значительно меньше
Недостатки трансформаторной акустики:
  1. качество хуже, чем у низкоомной
  2. линия трансформаторных динамиков - это всегда моно сигнал

Как опознать трансформаторную колонку

Пример описания колонки:

Потолочная акустическая система с трансформатором. Мощность: 5-10 (100В); частотный диапазон: 78Гц-19кГц; вес: 0.9 кг.

Признак:

В описании трансформаторной акустики всегда указывается ее рабочий вольтаж. Трансформаторные колонки могут работать на различном вольтаже, но самый распространенный - 100 Вольт. Поэтому цепочку колонок, зачастую, называют "стовольтовой линией ".

Как опознать трансформаторный усилитель

Пример описания усилителя:

Bittner Audio XV200

Усилитель мощности: 2 x 100 Вт / 100 В; класс AB; обнаружение неисправности заземления; секвентальное включение; 15 кг; 2U.

Признак:

В описании усилителя для трансформаторной акустики опять указан рабочий вольтаж


Правило расчета мощности для трансформаторной акустики

Общая суммарная мощность колонок должна быть меньше мощности усилителя.

Пример расчета мощности усилителя:

Для подключения 20 динамиков CS6/Т, мощность каждого из которых составляет 10 ватт, требуется усилитель не менее 20 шт * 10 Ватт = 200 Ватт. Таким образом, усилитель Bittner Audio XV200 для этих целей подойдет.

Аудиокабели для трансформаторной акустики

Трансформаторные колонки подключаются стандартным акустическим кабелем, например, таким как:

  • Tasker С275
  • Tasker С102-1.50
  • Tasker С102-2.50
  • Tasker С192

Низкоомная акустика

Низкоомная акустика делится на две основные категории: активные и пассивные колонки.

Преимущества низкоомной акустики:

  1. более высокое качество звука
  2. больше вариантов расцветок, видов, форм. Например, все варианты бытовой акустики - низкоомные.

Недостатки низкоомной акустики:

  1. фактически нельзя делать длинные линии передачи
  2. в одной линии нельзя подключить большое количество колонок

Активные колонки:

Активные колонки не требуют дополнительного усилителя, так как он уже встроен в сами колонки. Пожалуй, основным недостатком активной акустики является необходимость подводить не только звуковой сигнал, но и электричество к колонке. Активная колонка обладает в большинстве случаев несколькими вариантами входов, позволяя тем самым подключать сигнал различных форматов.

Пример описания активной колонки:

Активная акустическая система; 2x6" динамика + 1" неодимовый твитер c титановой диафрагмой; усилитель класса "D" мощность: 200 + 30Вт; частотный диапазон: 65Гц-20кГц; габариты: 53,2x25x26см; вес: 9,5 кг

Признак:

В описании, как правило, указан тип встроенного усилителя. В данном описании видно, что эта колонка имеет встроенный усилитель класса "D" мощностью 200 + 30 Ватт. Первая цифра обозначает мощность для средних и низких частот, а вторая цифра отражает мощность для воспроизведения высоких частот.

Пассивные колонки:

Пассивные колонки , в отличие от активных, встроенным усилителем не обладают. Они имеют различные варианты внутреннего сопротивления, самые распространенные из которых 4 и 8 Ом. Именно характеристика внутреннего сопротивления колонки играет основную роль в выборе подходящего усилителя.

Усилители для подключения такой акустики, в подавляющем большинстве, стерео/двухканальные, т. е. к усилителю можно подключить 2 колонки, либо две пары колонок.

Пример описания пассивной колонки:

Пассивная акустическая система; 10" динамик + 1,4" драйвер; мощность: 500 Вт; сопротивление: 8 Ом; частотный диапазон: 52Гц-18кГц; макс. звуковое давление 125 дБ; вес: 16,3 кг.

Признак:

В описании всегда указано внутреннее сопротивление колонки. В данном описании видно, что эта колонка имеет внутреннее сопротивление 8 Ом и мощность 500 Ватт.

Инструкция

Как правило, сам звуковой процессор обрабатывает звук достаточно хорошо, портят всю картину именно штатные динамики телевизора. Но не менять же их на другие? Принесите колонки от вашего . Они имеют 3,5 мм разъем, со значком рядом, но улучшения качества звучания вы вряд ли добьетесь, если в ваши компьютерные колонки на встроен усилитель. Если колонки дополнительно включаются в сеть 220 вольт, то усилитель стопроцентно имеется, а уровень звука можно регулировать на самих динамиках.

Колонки можно и через магнитофон или музыкальный центр. Музыкальный центр или магнитофон подключите к , воспроизводить звук он умеет на порядок выше телевизора или бюджетных компьютерных колонок. Соединение происходит с помощью провода-переходника TRS-RCA или RCA-RCA. TRS – это 3,5 мм разъем, а RCA – в простонародии колокольчики. Найдите соответствующие разъемы на телевизоре и музыкальном центре и соедините их соответствующим проводом.

Если у вас есть автономная стереосистема, то вам просто несказанно повезло, усилитель данной системы специально настроен для работы с мощными колонками, звук этой системы будет почти верхом совершенства. Данная система содержит в себе автономный качественный усилитель, который встроен в сабвуфер, он раскладывает звук по колонкам системы, в зависимости от того, сколько их (колонок может быть от 3 до 7). Подключается она аналогично музыкальному центру, но так же может иметь дополнительный разъем SCART – широкий разъем с двумя рядами контактов внутри. Если на вашем телевизоре есть только разъемы SCART, то используйте переходник SCART- RCA или SCART- TRS.

Как правильно подключить и сфазировать колонки?

В этой статье речь пойдёт о подключении акустических систем к звуковому усилителю мощности (УНЧ).

Если вы обнаружили у себя в кладовке или на балконе старый советский усилитель и колонки, то не спешите их выбрасывать. Подключив все эти раритеты к линейному выходу компьютера, можно получить неплохие результаты практически даром.

Недостатком многих советских усилителей были неудачные схемы регуляторов тембра. При использовании же в качестве источника сигнала компьютера, можно легко скомпенсировать этот недостаток, используя софтверный эквалайзер, которым укомплектована любая звуковая карта.

Несколько слов о мощности акустических систем.

Колонки (акустические системы) различаются по величине подводимой мощности сигнала. Различают номинальную, максимальную и пиковую мощности. Пиковую мощность иногда называют максимальной кратковременной мощностью и даже оговаривают время её воздействия.

Нужно сказать, что значение мощности колонок, в связи с важностью этого параметра для большой группы меломанов, по-разному трактуется маркетологами. Часто в маркетенговых целях максимальную допустимую мощность значительно завышают.

Что касается советских колонок, значение максимальной подводимой к ним мощности можно найти в сопроводительной документации или здесь.

В документации обычно указывается два параметра, номинальная и паспортная мощность.

Номинальная мощность, это подводимая мощность сигнала, при котором акустическая система может работать длительное время без существенных искажений.

Паспортная мощность, это подводимая мощность сигнала, при которой, АС, якобы, может работать ограниченное время. На самом деле, использовать этот параметр в практических целях довольно проблематично, если это касается многополосных акустических систем.

Посудите сами. Например, в вашем распоряжении есть звуковой усилитель мощностью 2х100 Ватт при нагрузке 4 Ома и некогда популярные колонки 35АС(S90) сопротивлением 4 Ома с паспортной мощностью 90 Ватт.

Если такой усилитель подключить к компьютеру и при помощи эквалайзера направить всю мощность сигнала в высокочастотные динамики (пищалки), мощность которых всего 10 Ватт при сопротивлении 8 Ом, то получается, что мы можем направить мощность около 50 ватт в динамическую головку, рассчитанную на номинальную мощность всего 10 Ватт и паспортную, скажем, 20-30 Ватт. Иначе говоря, в этой ситуации, только чудо сможет спасти «пищалки» от разрушения.

Золотое правило подключения колонок заключается в том, чтобы мощность колонок в любом случае превышала мощность усилителя и чем больше это превышение, тем лучше для колонок.

Многополосные акустические системы.

Акустические системы различаются по количеству частотных полос, на которые разделятся выходной сигнал усилителя.

В однополосных акустических системах весь выходной сигнал усилителя подаётся на один или несколько одинаковых динамиков.

В двух и трёхполосных колонках сигнал усилителя разделяется при помощи пассивных фильтров, которые находятся внутри корпуса колонок. В таких системах используются динамические головки рассчитанные на воспроизведение определённой полосы звуковых частот.

Динамики делятся на четыре группы: высокочастотные, среднечастотные, низкочастотные и широкополосные. По их названию можно догадаться, какой диапазон частот они воспроизводят.

Существуют также многополосные акустические системы, которые не содержат разделительных полосовых фильтров. Для таких систем требуется сигнал уже разделённый на соответствующие звуковым головкам полосы. В таких случаях, обычно используют многополосные усилители или внешние фильтры (кроссоверы).

Подключение колонок.

В самом простом, но часто встречающемся случае, сигнал от усилителя подается к колонке по двухполюсному шнуру. Шнур имеет либо разъёмное соединение с колонками либо неразъёмное.

Разъёмное соединение может выглядеть по-разному, но в любом случае клеммы так или иначе промаркированы. Если маркировка «+» отсутствует, то плюсом считается красный цвет клеммы.

С противоположной стороны, шнур, либо должен иметь вилку для подключения к усилителю, либо просто оголённые концы, если усилитель снабжён специальными зажимными клеммами.

Советские колонки подключались к советским же усилителям тремя типами вилок.

На картинке изображены вилки в порядке появления в торговой сети.

    Пятиштырьковая вилка (иногда трёхштырьковая аналогичной конструкции);

    Двухполюсная вилка разработанная для гнёзд с механическим креплением;

    Двухполюсная вилка для гнёзд предназначенных для печатного монтажа.

Вилки типа "2" отличались от вилок типа "3" тем, что один из контактов у них был короче и, в ряде случаев, это приводило к тому, что они не обеспечивали надёжный контакт с гнёздами предназначенными для печатного монтажа.

При подключении колонок к усилителю, следует соблюдать полярность подключения.

Назначение выводов (распиновка) вилки.

"Корпус" - подключается к корпусу усилителя, который соединён с общим проводом питания.

"+" (плюс) - подключается к выходу усилителя мощности.

В качестве кабеля можно использовать любой подходящий по сечению многожильный двухпроводный кабель, в том числе и сетевой. Однако, лучше воспользоваться специальным аудио-кабелем, который можно найти на радиорынке. У такого кабеля один из проводов, либо окрашен, либо имеет маркировку, что позволяет легко соблюсти полярность подключения.

Схема подключения усилителя к колонке.

На рисунке изображена схема правильного подключения усилителя низкой частоты к акустической системе.

Красная стрелка указывает направление движения диффузора низкочастотной динамической головки, при положительной полуволне напряжения на выходе усилителя.

Если вместо усилителя подключить батарейку, то можно легко сфазировать акустические системы, в случае, если кабель не промаркирован, а средств для прозвонки кабеля нет.

Дорабатываем Радиотехнику S-90 (35АС-212) Паспортная мощность... 90 Вт

Номинальная мощность... 35 Вт

Номинальное электрическое сопротивление... 4 Ом

Диапазон воспроизводимых частот... 31.5-20000 Гц

Номинальное звуковое давление... 1.2 Па

Габаритные размеры АС... 360x710x285 мм

Масса АС не более... 30 кг

S-90 является классикой советского колонкостроения. Как гласит руководство, акустическая система S-90 предназначена для высококачественного воспроизведения звуковых программ в сочетании с различными видами бытовой радиоаппаратуры.

Что же, для начала 80-х годов это были действительно выдающиеся колонки с высоким качеством звучания. Однако, зарубежное колонкостроение развивается, и вот уже в начале нового века звук S-90 воспринимается иначе.

Высокие частоты звучат отвратительно, середины просто НЕТ! А если говорить о басах - то похожий эффект будет при помещении здорового бассовика в большую бочку… Низы бубнят по чёрному. Музыку стиля D&B слушать невозможно, IDM тоже бъёт по ушам. Что уж тут говорить о классике и о спокойной музыке. Через час-два прослушивания уши начинают болеть (впрочем, голова и живот болит не меньше). Несмотря на эти недостатки, многие покупают эти колонки.

Всё нижеизложенное относиться к колонкам Radiotechnika S-90a (AC35-212). Это один из самых первых выпусков (и одни из самых лучших), характерные особенности - 2 регулятора на лицевой панели, динамики ВЧ и СЧ сдвинуты от центра, колонки парные, сопротивление 4 Ом. Впрочем, смысл доработки и сама переделка может легко применяться и к другим S-90 (S-90b, S-90F и т.д.), их аналогам (Орбита, Амфитон и т.д.), а так же к самодельным колонкам. Главный критерий - наличие 3-х полос (динамиков) и фазоинвертора. Доработка колонок имеющих закрытый корпус (т.е. без фазоинвертора) несколько отличается, об этом напишу позже. И ещё - существует множество вариантов доработки, поэтому кое где я опишу по 2 способа. НАиболее подходящий будете выбирать сами.. Списка необходимых материалов писать не буду - в большинстве случаев, каждый использует то, что в данный момент наиболее доступно.

Схема подключения ресивера или усилителя к колонкам

Схема подключения усилителя к колонкам.
Соблюдайте полярность подключения

Акустический кабель обычно имеет на одном из 2-х проводов надпись. Можно использовать провод с надписью для соединения красных клемм, а провод без надписи - для соединения черных. Соединение согласно цвету обязательно. В противном случае - звук будет менее прозрачным, иногда менее громким.

Правило соблюдения одинаковой полярности (красный - к красному, черный - черному) подключения касается не только фронтальных (главных) акустических систем, но и всех остальных тоже (тыловые, боковые, сабвуфер).

Если провод вмонтирован в стену и нет никакой возможности определить соответствие концов проводов возле усилителя и возле колонок , то можно попробовать следующий метод:

Простой способ установить полярность разъемов колонок
(акустических систем)

1) Находим пальчиковую батарейку AA (1,5 В, можно подсевшую).

2) Снимаем защитную решетку с динамиков колонок (чтобы было видно сами динамики).

3) Подключаем к клеммам колонок 2 проводка.

4) Подключаем к "минусу" батарейки провод, идущий к черной клемме, а к "плюсу" - провод идущий к красной клемме. Смотрим и запоминаем в какую сторону идет ход диффузора (мембраны) динамика (наружу или внутрь).

5) Подключаем к колонкам акустический кабель, которым колонки будут окончательно соединяться с усилителем.

6) Подключаемся батарейкой к этому акустическому кабелю уже со стороны усилителя (ресивера). Меняя полярность добиваемся того, чтобы ход диффузора был в ту же сторону, что и в пункте 4).

7) Провод акустического кабеля, подключенный к плюсу батарейки, подключаем к красной клемме усилителя. Второй провод - к черной.

Биампинг и би-варинг

Биампинг (Bi-Amping) - это подключение высокочастотных и средне-низкочастотных динамиков к двум отдельным усилителям. Позволяет в некоторых случаях лучше согласовать динамик и усилитель за счет увеличения значения нагрузки на усилитель. В случае штатного (параллельного) подключения обоих динамиков колонки, их суммарное сопротивление (общее сопротивление колонки) меньше, чем сопротивление любого из динамиков. Положительный результат не гарантирован.

Bi-amping (би-ампинг) подключение каждого дианмика акустической системы к своему усилителю.
Кроссовер позволяет более точно вывести усилители и динамики колонки именно в ту область характеристик,
где они будут работать в паре с наилучшими характеристиками.
Подобная схема используется в студийных мониторах (усилители встроены в корпус монитора)

Би-варинг (bi-wiring) - это подключение высокочастотных и средне-низкочастотных динамиков к одному усилителю двумя отдельными проводами. Позволяет в некоторых случаях лучше согласовать динамик и усилитель за счет уменьшения сопротивления проводов (по отношению к сопротивлению динамика). Положительный результат не гарантирован.

Bi-wiring (би-варинг) подключаем каждый динамик своим проводом к усилителю.
Очень спорное улучшение звучания

Что выбрать: ресивер или усилитель?

Ресивер - это усилитель, оснащенный дополнительно радиоприемником и декодером (расшифровщиком) закодированных в разных форматах (Dolby D, DTS и пр.) многоканальных сигналов.

Если мы собираемся смотреть кино - то мы можем либо взять ресивер, либо взять декодер и несколько (по общему количеству каналов) стерео или моно усилителей.

Бытует мнение, что для прослушивания музыки лучше купить стерео усилитель. Он-де вносит меньше искажений всякими дополнительными устройствами. Но это не всегда так. Тут, как и обычно, стоит вопрос в цене. Стоимость усилителя/ресивера ориетировочно (не прописная истина) должна составлять 40 - 100% от стоимости комплекта акустики (не включая сабвуфер).

Характеристики усилителя

В этой статье (коли речь идет о подключении колонок к усилителю) мы говорим об усилителях мощности. Они характеризуются следующими параметрами:

1) Выходная максимальная мощность - это достигаемая выходная мощность усилителя при ненормированном коэффициенте нелинейных искажений.

2) Номинальная выходная мощность - это такой уровень мощности, при котором усилитель обеспечивает оговоренный коэффициент нелинейных искажений.

Производители играются этими значениями в рекламных материалах, поэтому полезно будет знать виды мощностей, которые встречаются в описании усилителей:

I) RMS (Root Mean Squared) - значение мощности (среднеквадратичное или root - это такой способ измерения мощности электроизмерительными приборами) при заданном коэффициенте нелинейных искажений . Измерение обычно проводится для сигнала 1 кГц. Мощность раскачивается до тех пор пока коэффициент нелинейных искажений не достигнет 10%. До достижения максимальной мощности коэффициент нелинейных искажений как правило очень мал, а после достижения резко возрастает.

II) PMPO (Peak Music Power Output) - максимально допустимое пиковое (импульсное) значение сигнала независимо от искажений за минимальный промежуток времени (как правило 10 миллисекунд). Этот параметр для практического применения смысла не имее, т.к. измерение проводится на очень небольшом промежутке времении без учета искажений. Например, в бумбоксах PMPO может достигать и 100 и 1000 Вт:) Но это не "честная" мощность. RMS при этом может быть и 3-10 Вт.

III) DIN POWER (IEJA )- значение максимальной мощности на реальной нагрузке при заданном коэффициенте нелинейных искажений . Измерения проводятся 10 минут для синусоидального сигнала частотой 1000 Гц при коэффициенте нелинейных искажений не превышающем 1 %.

IHF - то же самое, при коэффициенте нелинейных искажений 0,1%.

Этот вид измерений мощности наиболее "правильно" характеризует усилитель с точки зрения потребителя.

4) Диапазон частот - это значения самой нижней и самой верхней частоты выходного сигнала усилителя, при которых уровень этого сигнала колеблется в заданных пределах (для hi-fi порядка +/- 0,5-1 дБ).

Как подобрать колонки к усилителю (практика)

Домашняя акустика

Покупатели звуковой техники подбирают пассивную акустику, провода, усилитель на слух. Но это скорее искусство, чем точный метод. Да и оптимальным результатом такого подбора (для домашней акустики) является не ровная громкость по всем частотам, а приемлемое (приятное слуху) звучание.

Если смотреть по техническим характеристикам усилителя и колонок, то нужно учитывать следующее:

1) Если Вы выбрали акустические системы, то усилитель должен быть расчитан на работу с колонками, с таким входным сопротивлением.

Обычно в усилителях имеются механические или электронные переключатели импеданса (сопротивления) колонок. Перед началом использования колонок их надо перевести в положение, соответствующее сопротивлению Ваших акустических систем.

К чему может привести несоответствие сопротивления колонок сопротивлеию номинальной (на которую усилитель рассчитан) нагрузки (подключаемых колонок) усилителя? В худшем случае к выходу усилителя из строя. А в обычном случае к гораздо худшему качеству звучания. Т.к. ухудшается согласование по частоте усилителя и акустических систем.

2) Усилитель ресивер должен обеспечивать мощность не менее 33% от максимальной мощности колонок. Провода чем толще, тем лучше (сечением не менее 1,5 мм.кв.). А остальное подбирается исключительно на слух.

Студийное оборудование

Для музыкальной (студийной) техники - студийных мониторов преимущественно применяется другой метод. Используется преимущественно активная (со встроенным усилителем) акустика. Это позволяет полностью избавиться от акустических кабелей и в заводских условиях максимально выровнять частотную характеристику акустической системы (акустика + усилитель).

Методика примерно следующая:

В безэховой звукоизолированной комнате с помощью поверенных (проверенного и сертифицированного соответствующими уполномоченными органами) измерителя звукового давления и генератора сигналов измеряется частотная характеристика давления. На разных звуковых частотах измеряется звуковое давление при неизменном уровне сигнала на входе усилителя. Подбором радиоэлементов схемы усилителя и частотных фильтров активной акустической системы, а также регулировкой настроек добиваются возможно одинакового звукового давления на разных частотах.

Как подобрать колонки к усилителю (теория)

Мы используем эту звуковоспроизводящую аппаратуру для следующих целей:

1) Прослушивание музыки

2) Просмотр кино

3) Cоздания музыки (мониторинг, сведение)

Для звуковой аппаратуры, используемой для создания музыки главное - вносить минимум искажений в воспроизводимую фонограмму.

Для бытовой аудиотехники более позволительно вносить некоторые искажения, которые могут даже приукрашивать звук. Поэтому и существует мнение, что одна система больше подходит для тяжелого металла, другая - для электронной музыки, третья - для джаза, четвертая - классики.

Однако, для качественных студийных мониторов (колонки, используемые в студии при создании музыкальной фонограммы) вообще не должен вставать такой вопрос: для какого стиля более подходят данные мониторы? Да, для любого!

В идеале система

усилитель - акустический кабель - акустические системы

не должна вносить никаких искажений в звучание фонограммы, которую записали на студии основываясь на звучании качественных мониторов. Музыканты и звукорежиссер настроили звучание музыкального произведения таким образом, чтобы повторить его эмоциональное воздействие на бытовой акустике.

Уши слушателя воспринимают звуковое давление воздуха.

Акустические системы это звуковое давление создают.

Акустические системы в свою очередь преобразуют электрический сигнал фонограммы (музыкальной записи) в звуковое давление воздуха. Зависимость звукового давления на уши (громкости) от частоты звука (высоты ноты) - назовем условно частотной характеристикой звукового давления колонок (или частотной характеристикой чувствительности колонок) .

Если мыподаем на вход колонок сигнал с одинаковым напряжением (пусть это будет 5 Вольт) на разных частотах (играем ноты разной высоты), то громкость звучания разных нот будет разной , т.к. Ми 1-й октавы будет создавать, к примеру, давление 1, Ми 3-й октавы - 2, а Ми 6-октавы - 0,5. Значения давлений условные.

Можно сделать вывод:

Даже если мы имеем идеальный усилитель , выдающий во всем звуковом диапазоне (для любой музыкальной ноты), идеально одинаковое напряжение электрического сигнала , то звуковое давление (громкость звука) реальной акустики , подключенной к этому усилителю, все равно будет разным для различных частот (нот).

Влияние акустического кабеля

Материал о том, как выбрать и купить акустический кабель
Рекомендую прочитать страницу о кабелях прежде, чем перейти к выводам.

ВЫВОДЫ

В домашних условиях (да и в лабораторных тоже) нам вряд ли удастся не добиться идеальных технических характеристик звуковой аппаратуры.

Подбор на слух аппаратуры для домашнего кинотеатра и прослушивания музыки путем перебора усилителей, кабелей и колонок - весьма трудоемкое занятие с субъективным (в данном случае достаточным) результатом.

Для музыкального применения : сведения (подбор уровней громкости, наложение эффектов и пр.) и мастеринга (подготовка окончательной фонограммы для записи на носитель) требуется более объективно (по измерительным приборам) настроенная аппаратура. Таковой для домашних условий могут являться только активные мониторы.

Предупрежу сразу, с непривычки чистый мониторный звук может показаться неподготовленному слушателю "пресным" и хуже, чем звук привычной акустики. Но после того, как период адаптации проходит, этот звук становится для истинного меломана самым лучшим:)

Что касается акустических свойств помещения, то не так страшен волк, как его малюют. В другой своей статье я рассматривал приемы подстройки звука в разных помещениях .

Тут надо учесть тот фактор, что если звукорежиссер знает на слух недостатки своей мониторной системы (на которой он изготавливает фонограмму), то он их может откорректировать вручную. Но это - опыт и искусство:)

Если у Вас есть вопросы - задавайте их .

Многие телевизионные панели даже в высокой ценовой категории имеют такой недостаток, как слабые динамики. Чтобы решить эту проблему, следует подключить к телевизору акустику. Сделать это рекомендуют сами производители, потому что по их замыслу современная телевизионная аппаратура предназначена для совместной работы с домашним кинотеатром, акустическая система которого выводит громкий, чистый и качественный звук.

Какие разъемы должны быть на телевизоре

На любом современном ЖК телевизоре имеется множество разъемов, которые используются для ввода и вывода видео- и аудио-сигнала. Из них к разъемам, предназначенным для передачи звука, относятся:

  • цифровой оптический выход – лучшее решение для передачи многоканального звука;
  • коаксиальный выход;
  • разъемы Audio In красного и белого цвета – простейшее и наименее качественное решение для вывода звука, такие выходы имеются на каждом телевизоре;
  • разъем для наушников.

При подключении домашнего кинотеатра необходимо наличие на телевизоре разъемов для передачи видеосигнала . К ним относятся:

  • Video – разъем желтого цвета для передачи аналогового сигнала через RCA-кабель;
  • S-Video – этот выход на современных телевизорах встречается редко, он предназначен также для вывода аналогового сигнала;
  • компонентный выход – три разъема красного, синего и зеленого цвета;
  • SCARD.

Важно! Практически на всех современных телевизионных панелях присутствует разъем HDMI, который является комбинированным, так как позволяет передавать одновременно видео- и аудио-сигнал в высоком качестве. Для подключения техники рекомендуется использовать именно его, если он присутствует на телевизоре и на подсоединяемом к нему устройстве.

Подключение акустики

К телевизионной панели можно подсоединить различную технику, чтобы улучшить передаваемый звук. Это могут быть активные и пассивные колонки, мультимедийная или стереосистема, домашний кинотеатр.

Подсоединение активных колонок

Активной называется акустическая система 2.0, имеющая встроенный усилитель . Ее легко определить по проводу питания и регулятору громкости . Большинство компьютерных колонок являются активными.

Обычно для использования активной акустики применяется 3,5 мм выход mini Jack, он же – разъем для подключения наушников , потому что имеет соответствующую эмблему рядом. Подсоединение осуществляется через кабель mini Jack – 2RCA, который обычно идет в комплекте с аудиосистемой. Mini Jack подключается к соответствующему разъему в телевизоре, а 2 RCA штекера – в соответствующие входы с надписью Input, которые расположены на тыльной стороне колонок.

Совет! В том случае, если нет разъема для наушников на телевизоре, подсоединить активную акустику можно через выходы Audio-R (белый) и Audio-L(красный). В этом случае используется кабель 2RCA-2RCA.

Если колонки дорогие, в них может быть оптический вход. Он обычно закрыт заглушкой, но определить его можно по надписи Digital In. Если аналогичный выход имеется на телевизоре, рекомендуется приобрести оптический кабель и использовать его для соединения устройств. Это обеспечит звук высшего качества в отличие от подключения предыдущими способами.

Подключение активной акустики 2.0 обеспечивает качественный и громкий звук, но низкие частоты она не воспроизводит. Поэтому поклонникам кинофильмов с множеством спецэффектов и современной музыки с большим количеством басов рекомендуется приобрести активный сабвуфер . Как правило, на тыльной стороне такого устройства имеются 2 RCA входа, поэтому для его подключения можно воспользоваться кабелем mini Jack – 2RCA. В этом случае колонки следует подключить проводом 2RCA – 2RCA или же подсоединить разветвитель в выход для наушников, чтобы вывести звук сразу на колонки и сабвуфер.

Часть производителей выпускает собственную активную акустику, которую рекомендует использовать совместно со своими телевизионными панелями. Например, Samsung TW5500 для подключения к другим устройствам имеет оптический вход. Но кроме него телевизионная панель содержит функцию TV SOUNDCONNECT, позволяющую подключать технику фирмы Samsung без проводов по протоколу Bluetooth .

Комплект акустики Samsung TW-H5500

Подсоединение пассивных колонок

Пассивной называется акустика, у которой отсутствует встроенный усилитель. Чтобы подсоединить технику такого типа к телевизионной панели, потребуется отдельный блок. Усилить сигнал может и сам телевизор, но для хорошей акустики его мощности будет недостаточно .

Важно! Для подключения колонок необходимо выбирать усилитель, мощность которого составляет не менее 30% от мощности акустики. Также следует обратить внимание на сопротивление, оно должно быть одинаковым для обоих устройств.

Подсоединяя колонки к усилителю, нужно учитывать полярность , т.е. левая колонка должна быть подключена к левому каналу, а правая - к правому. Если не соблюдать это правило, звук будет низкого качества.

Провода для соединения техники обычно идут в комплекте, в противном случае их нужно будет приобрести отдельно. Площадь сечения должна быть как можно выше , но не менее 1 кв.см. Усилитель подключается к колонкам через винтовые зажимы, а к телевизору для лучшего результата - через HDMI. Если такой разъем отсутствует, то подсоединение производится через имеющиеся в наличии выходы, как правило, это RCA.

Подсоединение стереосистемы

Вывести звук можно на имеющуюся в наличии стереосистему 2.1, состоящую из сабвуфера и двух колонок. Она подключается через выходы 2 RCA или mini Jack, либо, при наличии, через разъем SCARD. В этом случае потребуется приобрести кабель SCARD-3RCA или SCARD – mini Jack.

Кабель SCARD – mini Jack

Кабель SCARD-3RCA

Совет! При использовании кабеля 3 RCA желтый провод останется незадействованным, поскольку он предназначен для передачи видеосигнала.

Подсоединение мультимедийной системы

Подключить акустику можно через музыкальный центр или магнитофон посредством разъемов AUX или RCA. Для этого потребуется кабель mini Jack – mini Jack, mini Jack – 2RCA, mini Jack – SCARD, 2RCA-2RCA, 3RCA-SCARD в зависимости от имеющихся на телевизоре выходов. Мультимедийная система в этом случае переводится в режим «AUX».

На заметку! Звук от музыкального центра к акустике (если это отдельные пассивные колонки) будет идти через 2RCA кабель, подключенный в соответствующие разъемы.

Подсоединение домашнего кинотеатра

Вывод звука с телевизора на домашний кинотеатр – наилучшее решение . В такой технике присутствует мощный встроенный усилитель и профессиональный ресивер, все это обеспечивает непревзойденную чистоту, потрясающий объем и высокую мощность звучания. Акустика такого типа бывает формата 5.1 и 7.1 . В первом случае звук делится на 5 каналов (два фронтальных, один центральный, два тыловых и сабвуфер), а во втором случае добавляются 2 дополнительных канала по бокам. При правильной настройке такие системы обеспечивают потрясающий объемный звук.

От домашнего кинотеатра к телевизионной панели должен идти только кабель высокого качества, а это – HDMI . Подсоединять систему 7.1 или 5.1 через тюльпаны неправильно, потому что в этом случае неизбежны потери в качестве аудио и видеосигнала. Тогда как акустика к ресиверу подключается специальными штекерами, как правило, по цвету и в соответствии с надписями над входами.

Совет! Выбирая телевизионную панель и домашний кинотеатр, рекомендуется приобретать технику одного производителя. Это обеспечит наилучшее взаимодействие аппаратуры и потрясающий результат для пользователя при просмотре фильмов и прослушивании музыки.

Такие фирмы, как Philips, Samsung, Sony, LG, Panasonic и т.д., выпускают множество моделей телевизоров и домашних кинотеатров в разной ценовой категории и с различной функциональностью. Это позволит каждому человеку выбрать именно то, что ему необходимо.

Какими кабелями подключать

Для подключения акустики к телевизору используется множество кабелей, в зависимости от типа подключения и имеющихся выходов на обоих устройствах. Чаще всего используются провода 2RCA – 2RCA, mini Jack – mini Jack, SCARD – SCARD или комбинированные на их основе, реже – коаксиальный или оптический.

Если на подсоединяемых устройствах имеются выходы HDMI, рекомендуется использовать их, потому что это обеспечит наивысшее качество звука. Однако, независимо от типа подключения, нужно приобретать высококачественный кабель . Дешевый китайский провод характеризуется значительными потерями сигнала при его передаче, а значит – плохим качеством звука. В худшем случае - такие провода вовсе не будут работать.

Особенности подключения к некоторым моделям телевизоров

Подключение акустики к телевизионным панелям может отличаться в зависимости от марки телевизора. Далее для примера будут рассмотрены два самых популярных производителя.

Lg

В телевизорах LG аналоговый разъем, он же «тюльпан» или выход RCA, отсутствует . Для вывода звука на дополнительную акустику можно использовать оптический выход, SCARD или HDMI либо подключать дополнительное устройство (например, DVD-плеер) и выводить звук через него.

Samsung

Если владелец современного телевизора Samsung (например, 5 серии) решит подключить акустику кабелем RCA, он обнаружит, что разъемы RCA в телевизионной панели отсутствуют . Подключение аудио устройств осуществляется через оптический выход или HDMI ARC, а также через разъем для наушников.

Возможные проблемы и пути их решения

Бывают случаи, когда подсоединить акустические устройства к ТВ-приемнику не удается, либо звук воспроизводится неудовлетворительного качества. Тогда можно попробовать решить проблему несколькими способами.

  1. Если после подключения акустики к телевизору звук отсутствует, нужно обратиться к настройкам ТВ-приемника в соответствии с руководством пользователя. Как правило, автоматически звук переключается только на гнездо для наушников, в остальных случаях выход нужно выбирать вручную .
  2. Если звук после подключения устройства к разъему для наушников очень тихий, необходимо открыть настройки звука и увеличить громкость для подаваемого на данный выход сигнала.
  3. Если после подключения акустики через RCA выход отсутствует звук, нужно перепроверить подключение и убедиться, что на телевизионной панели кабель подключен в разъемы Audio Out , а не в Audio In.
  4. Если аудио система подключается по технологии HDMI ARC, но звук отсутствует, нужно убедиться, что эта функция поддерживается устройствами, провод подсоединен в разъемы с соответствующей надписью, а в настройках телевизора установлен вывод звука на акустическую систему .

Итак, если телевизионная панель отличается тихим звуком, эту проблему легко исправить, подключив к ней дополнительную акустику. Это могут быть активные или пассивные колонки, мультимедийная или стереосистема, а также домашний кинотеатр. Чтобы выполнить подсоединение без ошибок, рекомендуется обратиться к инструкции к телевизору, выяснить, какие выходы можно для этого использовать, затем удостовериться в наличии аналогичных входов на акустике. При необходимости, устройства можно соединить при помощи переходников.

Самые популярные телевизоры

Телевизор LG 43UK6200 на Яндекс Маркете

Телевизор Sony KD-55XF9005 на Яндекс Маркете

Телевизор LG 49UK6200 на Яндекс Маркете

Телевизор Sony KD-65XF9005 на Яндекс Маркете

Телевизор LG OLED55C8 на Яндекс Маркете