Микрофон это. Чувствительность микрофона: что стоит за цифрами

Электретные микрофоны

Начиная с 1970-х годов, получили широкое распространение. Для диафрагмы применяется специальная металлизированная поляризованная пленка, способная удерживать длительное время заряд, что позволяет не использовать поляризующее напряжение

Из новых направлений можно отметить активно проводимые в последние годы на фирме Sennheiser работы по созданию оптических микрофонов, принцип действия которых показан на рис. 6.3.8: луч лазера падает на диафрагму, при колебаниях которой модулируется отраженный световой поток, затем с помощью фотодиода он преобразуется в переменный электрический сигнал. Первые образцы таких микрофонов уже были продемонстрированы фирмой Sennheiser на конгрессах AES.

Почему для емкостных моделей нужна фантомная мощность? Для их функционирования не только элементы конденсаторного микрофона нуждаются в напряжении поляризации постоянного тока, но и активная электроника для всех емкостных моделей должна обладать некоторой мощностью. Название для этого способа распределения источника питания основано на том, что оно происходит на кабельных проводниках, которые одновременно переносят аудиосигнал. Тем не менее, фантомное напряжение имеет одинаковый потенциал заземления на обоих симметричных проводах, и поэтому можно подключить симметрично подключенные динамические микрофоны к этой системе без протекания тока через катушку системы и, таким образом, повредить их.

Широкое распространение в современной практике звукозаписи получили радиомикрофоны, обеспечивающие передачу сигналов за счет частотной модуляции высокочастотных волн (обычно в диапазоне 450-950 МГц) звуковыми колебаниями. Это позволяет обеспечить беспроводную передачу сигналов на расстоянии до 100 м и более. Аналогично используется система беспроводной передачи в инфракрасном диапазоне.

Фантомное питание должно обеспечивать определенное ограничение тока для предотвращения повреждения даже при коротком замыкании или неправильном подключении кабеля. В общем, динамические микрофоны могут быть подключены к фантомному напряжению без каких-либо проблем - тем не менее, рекомендуется использовать фантом при их использовании. Фантомное питание может не всегда работать плавно, как может показаться, даже с профессиональными предусилителями или микшерами. Первое поколение фантомных моделей было оснащено относительно простыми электронными схемами, которые иногда сорок восемь вольт часто требовали менее одного миллиампера.

По областям применения микрофоны разделяются на множество групп, отличающихся конструктивными особенностями и параметрами, - например, студийные, репортажные, для служебной связи, для систем озвучивания и т. д.

Чувствительность, SPL, соотношение сигнал шум, выходное сопротивление, размеры мембраны. Приемники давления и градиента давления. Коммутация, предварительное усиление.

Для некоторых схем, питающих отдельный микрофон, часто предполагается, что текущее положение 1-2 мА будет достаточным. Однако новое поколение емкостных микрофонов требовало частых токовых емкостей около 5-10 мА для правильной работы схемы. Если фантомное питание не может обеспечить требуемый ток, может быть существенная потеря чувствительности, общее ухудшение некоторых параметров или полное сбой сигнала.

Как получить фантомное питание конденсаторных микрофонов для мобильного рекордера, чьи микрофонные входы не оснащены фантомом? Производители микрофонов с более широким спектром продуктов также предлагают автономные источники питания или батареи с призрачным питанием. Если вы хотите произвести фантомное питание от батарей самостоятельно, не всегда необходимо использовать несколько батарей в серии для достижения требуемых сорок восемь вольт. Значительная часть емкостных и электретных микрофонов работает с девяти вольт.

К микрофонам предъявляются очень жесткие требования: - по техническим параметрам (большой динамический диапазон - до 100 дБ; широкий частотный диапазон - не менее 20- 20000 Гц; малые нелинейные искажения - меньше 1% и др.);

По эстетическим критериям (т. к. микрофон постоянно виден зрителям на сцене, на экране телевизора, и др.);

По надежности (поскольку микрофон подвергается различным климатическим и механическим воздействиям: ветер, влажность, температура, тряска, удары и др.);

Как получить фантомное питание от батарей? Фантомное питание микрофона может быть предусмотрено, например, двумя щелочными батареями на девять вольт. Схема должна быть построена в металлическом корпусе, контакт 1 должен быть заземлен. Срок службы батарей зависит от текущего потребления соответствующего микрофона и может быть примерно определен путем деления постоянной 400 на потребление тока в мА.

Существуют ли емкостные модели, которые можно использовать во влажной среде? Постоянная влажность не приносит пользы никакому устройству, не говоря уже о микрофонах или студийных мониторах. Для этих капсул с использованием высокочастотного генератора, который может быть модулированными либо изменением емкости, которые генерируют акустические волны, двигающиеся мембраны или капсулы, используемые в качестве части резонансного контура, который модулирует амплитуду сигнала генератора, настроенный на фиксированную частоту.

По качеству звучания (для сохранения естественного тембра при передаче музыки различных жанров, пения, речи и др.)

Основные параметры микрофонов, обычно указываемые в современных каталогах и технической документации, следующие:

номинальный диапазон частот (frequency range) - частотный диапазон, в котором определяются параметры микрофона (задается производителем). Для современных конденсаторных микрофонов он обычно равен 20-20000 Гц. Внутри этого диапазона определяется зависимость уровня чувствительности от частоты и другие параметры;

Вышеупомянутый подход позволяет построить мембрану, которая приводит к очень хорошим результатам на очень низких частотах. Шаги на сцене часто требуют очень громкого прослушивания, и некоторая обратная связь - это проблема обратной связи. Какие микрофоны наименее подвержены привязке?

Что касается устойчивости к обратной связи, наиболее выгодными являются динамические модели с суперкардиоидными или гиперкардиоидными направленными характеристиками, и большинство вокальных типов удовлетворяют этому условию. Микрофоны наименее подвержены ударам, если они установлены против монитора, так что мертвая точка в направлении направленного микрофона направлена ​​к монитору. Обычно это не проблема, потому что общие суперкардиоиды имеют эту точку на 125 и гиперкардиоиде на 110 градусов от оси основного микрофона.

Чувствительность (sensitivity) - («среднеквадратичное (RSM) значение напряжения на выходе микрофона на нагрузочном сопротивлении 1 кОм на частоте 1 кГц, когда на него действует давление 1 Па (94 дБ) в условиях свободного поля (угол приема 0°)»; - определяет способность микрофона преобразовывать акустическое давление в электрическое напряжение. Она определяется отношением сигнала на выходе микрофона к сигналу на входе микрофона.

Если монитор расположен точно против микрофонного разъема, модели суперкардиоида и гиперкардиоида ослабляют только 6-12 дБ по сравнению с фронтом, что мало. Непосредственно из заднего направления наименее чувствительный классический кардиоид - но он менее выгоден для живых применений из-за более широкого угла восприятия.

Поставив мониторы на пол, также наблюдается быстрый рост отказов пола. Что такое характеристики направленного микрофона. Затухание за пределами основной оси микрофона не одинаково для всех частот. Важные частоты всего аудиоспектра нанесены на круговой график микрофонов с углом сканирования от 0 до 360 градусов. Затухание выражается в виде концентрических окружностей внутрь. На картах сплошного направления имеются кривые для затухания с октавными интервалами. Поскольку курс в правой и левой половине в основном симметричен, он обычно используется для лучшего понимания каждой стороны диаграммы для других частот.

В зависимости от способа измерения различаются следующие виды чувствительности: чувствительность по свободному полю («отношение напряжения на выходе микрофона к звуковому давлению в свободном звуковом поле в рабочей точке, занимаемой микрофоном, на данной частоте. Если угол приема не указан, то имеется в виду, что угол приема (между осью микрофона и направлением падения звуковой волны) 0°», чувствительность по давлению, чувствительность по диффузному полю, чувствительность на холостом ходу, чувствительность на номинальной нагрузке. Они все имеют несколько разные значения.

Если микрофоны предназначены для захвата звука с одного направления, наиболее часто приближаются направленные характеристики фигур к различным кардиоидам или вариантам. Всенаправленные или сферические направленные характеристики захватывают звук на относительно одинаковом уровне со всех сторон.

Это фильтр, который сокращает звуковой сигнал с определенной частоты вниз. Он может быть частью микшерного пульта, предусилителя и микрофона. Иногда есть больше доступных вариантов, или разная степень напряжения может быть доступна для разных частот. Эти фильтры используются не только для фильтрации фонового шума или ограничения обратной связи на глубоких частотах, но и для компенсации эффекта близости, влияющего на чувствительность в направленных микрофонах.

Уровень чувствительности (L ДБ) - двадцать логарифмов отношения чувствительности микрофона к значению 1 В/Па. Обычно чувствительность современных конденсаторных микрофонов находится в пределах от 8 до 40 мВ/Па. Например, микрофон DPA Туре 3530 имеет чувствительность 10 мВ/Па и уровень чувствительности (- 40 дБ) (на холостом ходу), микрофон С-3000В фирмы AKG - 25 мВ/Па (-32 дБ);

Есть две пары высококачественных кардиоидных емкостных микрофонов. Из-за различных кардиоидных моделей это ослабление может значительно различаться, а результаты, которые могут быть получены во время сканирования, различны. Чем шире кардиоиды, тем ниже уровни от оси микрофона, и поэтому стереоэффект менее выражен. Узкие кардиоиды приносят более выраженный стереоэффект, но иногда из-за того, что они не могут захватить сигналы посередине.

Более стереофоническое стереовосприятие в широких кардиоидных системах может быть достигнуто путем расширения угла сканирования до девяноста градусов или путем размещения двух микрофонов на определенном расстоянии. Неслучайные стерео методы. Для записей, в которых моно-совместимость не воспринимается слишком серьезно, также используются методы стереозахвата, где синхронизация акустического сигнала, поступающего на оба микрофона, не выполняется. Таким образом, стереовосприятие этих систем связано главным образом с задержкой времени и связанными фазовыми сдвигами, хотя на результат также влияют направленные характеристики используемых моделей.

Частотная характеристика чувствительности микрофона (Frequency Response) - зависимость чувствительности или уровня чувствительности от частоты в номинальном диапазоне частот.

Зависимость чувствительности микрофона от угла падения звуковой волны определяется с помощью следующих параметров:

Характеристика направленности - зависимость чувствительности микрофона на заданной частоте в свободном поле от угла падения звуковой волны. Частотные характеристики направленности определяются как семейство частотных характеристик чувствительности измеренных при разных углах падения звуковой волны в свободном поле. Эти же характеристики могут быть записаны в полярных координатах (рис. 6.3.4), показывающих зависимость уровня чувствительности (дБ) от угла падения волны (на рис. 6.3.4 окружности соответствуют различному уровню чувствительности в дБ - обычно выбирается шаг 5 дБ, - а диаметры - углу падения звуковой волны по отношению к оси в градусах). Полярные диаграммы (polar pattern) также записываются в заглушённой камере, микрофон при этом вращается вокруг оси относительно излучателя;

Ранее этот метод пытался, по крайней мере, частичную совместимость, подчеркивая соответствие правилу 3: 1, когда определенное расстояние не рассматривалось, но в целом рекомендуется, по крайней мере, тройное расстояние между двумя всенаправленными микрофонами, чем расстояние от проверяемых объектов.

При смешивании обоих микрофонов результирующий сигнал часто слабее, чем когда каждый микрофон прослушивается отдельно. Если симметричный выход микрофона обратно пропорционален, оба сигнала считываются противоположной фазой в сочетании с правильно подключенным микрофоном. Решение состоит в том, чтобы повернуть фазу на один из каналов микрофона или перевернуть разъем микрофона или кабель, чтобы соответствовать стандарту электропроводки.

Коэффициент осевой концентрации определяет отношение звуковой энергии, падающей на микрофон вдоль оси, к энергии со всех остальных направлений.

Выбор микрофонов с различными характеристиками направленности определяется условиями записи: расположением источников (например, инструментов в оркестре), шириной звуковой панорамы, уровнем шумов в окружающем пространстве, стремлением получить специальные звуковые эффекты и др. Именно поэтому в настоящее время промышленностью выпускается огромное многообразие микрофонов с различными (часто переключаемыми на одном микрофоне) видами характеристик направленности;

Каковы преимущества симметричного подключения микрофона? Симметричная сигнальная линия использует два центральных провода, окруженных экраном. В профессиональных технологиях он также служит для связи линейных сигналов, но это практически незаменимое решение для низкоуровневых микрофонных линий.

Выходной сигнал симметрично подключенного микрофона разделен на две перевернутые фазы, которые подаются на центральные провода как на положительный, так и на отрицательный потенциал. Экран подключен к земле со стороны микрофона и сбоку усилителя микрофона. Симметричный вход, к которому подключен микрофон, может быть разрешен трансформатором или чисто электронным способом. Перед объединением двух сигналов они возвращаются к противоположной фазе симметричного входа, и поскольку тревожные сигналы одинаково индуцируются в два внутренних проводника, их помеха почти идеальна.

Уровень максимального звукового давления (max SPL) - уровень звукового давления, при котором коэффициент гармонических искажений не превосходит заданного значения;

Полный коэффициент гармонических искажений (THD) определяется по методике, используемой для определения чувствительности, но при этом с помощью анализатора спектра измеряется напряжение на выходе микрофона, соответствующее первой гармонике U1, второй U2 и т. д. Обычно величина коэффициента гармонических искажений для современных микрофонов задается < 0,5% при максимально допустимых уровнях звукового давления (max SPL).

Эта модульная система состоит из корпуса микрофона с тремя взаимозаменяемыми капсулами, и даже аттенюатор -10 дБ поставляется в виде отдельного модуля обмена. Альтернативные модели микрофонов. В то время как некоторые высокопроизводительные микрофоны высоко ценятся за их безупречность звука, чистоту и максимальную точность передачи, есть также очень популярные альтернативные модели, без которых многие звукозаписывающие студии не могли себе представить свою работу вообще. Напротив, их преимущество - отличительный и безошибочный звук, который может доставлять инструментам и голоса необходимый блеск, блеск, близость, мягкость, потрясающие или другие функции, которые вряд ли достижимы при съемке с классическими студийными микрофонами.

Уровень собственных шумов микрофонов: стандарт ГОСТ 16123-88 вводит параметр «уровень эквивалентного звукового давления, обусловленного помехами», который определяется как «двадцать десятичных логарифмов отношения звукового давления, вызывающего на выходе микрофона напряжение, равное напряжению, обусловленному внешними и внутренними помехами при отсутствии звукового поля, к звуковому давлению, равному 2 х 10 -5 Па». Это означает, что измеряется напряжение на выходе микрофона в отсутствие звукового давления, обусловленное только внутренними шумами, и затем определяется, какому звуковому давлению оно могло бы соответствовать.

Второй микрофон в этом случае в первую очередь является источником стереоинформации о рассматриваемом пространстве, и, безусловно, важно, чтобы ширина стереоизображения, создаваемого пространством, может быть изменена и, например, принята во время мастеринга.

Однако во многих случаях можно добиться гораздо более убедительных и более естественных результатов, чем использование вышеупомянутых стереофонических методов. Микрофонная пара этой системы состоит из кардиоидной модели, которая захватывает центр пространства, и микрофон с восьмисторонней направленной характеристикой, которая повернута на 90 градусов от кардиоида и воспринимает звук, исходящий с боков. Капсулы обоих микрофонов расположены близко друг к другу.

В международных каталогах на микрофоны обычно указываются следующие величины: эквивалентный уровень шума (Equivalent Noise Level) и отношение «сигнал/шум» (Signal/Noise ratio). Способы измерения несколько отличаются в разных стандартах, поэтому обычно в современных каталогах приводятся два значения эквивалентного уровня шумов: по стандарту DIN 45412 (IEC 651) и по стандарту DIN 45405 (CCIR 468-2). Например, для конденсаторного микрофона С-3000В фирмы AKG эквивалентный уровень шумов по стандарту IEC-651(DIN45-412) составляет 14 дБ-А, а по стандарту CCIR468-2(DIN45-405) - 25 дБ.

Для характеристики собственных шумов микрофонов используется также отношение «сигнал/шум», которое тоже рассчитывается двумя способами:

1) S/N ratio (DIN/IEC651) - отношение «сигнал/шум», рассчитанное как разница между опорным уровнем звукового давления 94 дБ (1 Па) и эквивалентным уровнем шума, измеренным по IEC 651;

2) S/N ratio (CCIR 468-2) - отношение «сигнал/шум», рассчитанное как разница между уровнем 94 дБ и эквивалентным уровнем шума, измеренным по CCIR 468-2. Для студийных конденсаторных микрофонов эти величины находятся в пределах 74-84 дБ (DIN/IEC 651) и 64-74 дБ (CCIR). Например, для того же микрофона С-3000В эти отношения составляют 80 дБ и 69 дБ;

Динамический диапазон (dynamical range) - разность между максимальным уровнем звукового давления (max SPL), при котором нелинейные искажения на выходе микрофона не превышают заданную величину, и эквивалентным уровнем шума. Например, для микрофона фирмы С-3000В он равен 120 дБ;

Полное электрическое сопротивление микрофона определяется как отношение величины напряжения на выходе к результирующему току. Величина выходного электрического импеданса (output electrical impedance), т. е. модуля полного электрического сопротивления, в большинстве современных конденсаторных микрофонов находится в диапазоне 50-200 Ом, у динамических микрофонов до 600 Ом. При этом входное сопротивление предусилителей (input recommended load impedance) должно быть больше выходного сопротивления микрофона в 5-10 раз и составляет обычно 1000-2000 Ом. При таком соотношении сопротивлений обеспечиваются минимальные потери в кабеле.

Электродинамические микрофоны всех групп сложности имеют рабочий диапазон, как правило, - 40°... + 50° по температуре и 95% влажности при 20°, конденсаторные -10°... +35° и 85% влажности при 20°.

По видам характеристики направленности все микрофоны могут быть разделены на три группы: ненаправленные (omnidirectional) - приемники давления; двунаправленные (bidirectional) - приемники градиента давления; однонаправленные (unidirectional) - комбинированные.

Ненаправленные микрофоны - приемники давления (pressure microphone). Если условно изобразить микрофон (это относится к любому типу преобразования) в виде гибкой диафрагмы (мембраны) в корпусе с жесткими стенками, то переменное звуковое давление от источника звука будет воздействовать на диафрагму только с одной стороны (рис. 6.3.9а). На низких частотах, когда длина волны много больше размеров микрофона, звуковые волны со всех направлений приходят в одинаковой фазе на мембрану в пределах ее площади, т. е. микрофон как бы «не чувствует» направление их прихода. Чувствительность такого микрофона одинакова для всех направлений прихода звуковой волны; следовательно, характеристика направленности представляет собой шар, в центре которого находится ненаправленный микрофон (рис. 6.3.10). Микрофоны - Приемники давления являются ненаправленными только в области низких частот, с увеличением частоты их направленность обостряется. Такие микрофоны находят широкое применение в технике звукозаписи, особенно для записи звуков окружающего (реверберационного) пространства и шумов.

Двунаправленные микрофоны - приемники градиента давления (pressure gradient microphone). Схематически принцип работы микрофона - приемника градиента давления показан на рис. 6.3.96. В таком микрофоне независимо от принципа преобразования должен быть обеспечен доступ звуковой волны как с лицевой, так и с тыльной стороны мембраны (в корпусе микрофона делаются отверстия для доступа звуковых волн к задней части мембраны). При этом мембрана находится под действием разности (т. е. градиента) сил.

Когда угол падения звуковой волны 0° или 180°, то разность (градиент) сил воздействия максимальна, а когда угол падения 90°, то она равна нулю; отсюда зависимость чувствительности от угла падения имеет вид, показанный на рис. 6.3.10. Характеристика направленности такого типа обычно называется «восьмерка» («figure eight»). Микрофоны с такой характеристикой направленности чувствительны к звуковым волнам, падающим вдоль оси, и практически нечувствительны к звуковым волнам, падающим под углом 90° к оси. Они находят достаточно широкое применение при стереозаписи, например по системе MS.

Направленные микрофоны обладают еще одним свойством - зависимостью их уровня чувствительности от расстояния до источника. Это свойство называется «эффектом близости» (proximity effect) и объясняется тем, что на близком расстоянии микрофон находится в «ближней зоне» действия источника, т. е. в зоне распространения сферической волны. В сферической волне звуковое давление изменяется с расстоянием: р - 1/г, поэтому разность давления, которое действует на лицевую сторону мембраны, и давления, действующего на ее тыльную сторону, увеличивается за счет дополнительной разности (градиента) давлений, возникающих в сферической волне из-за разницы расстояний. За счет этого чувствительность направленного микрофона на низких частотах возрастает; по мере повышения частоты эффект перестает сказываться. Поэтому при использовании направленных микрофонов на близких расстояниях необходимо учитывать подъем частотной характеристики на низких частотах (вводя при записи необходимую коррекцию).

К числу интересных конструкций, получивших широкое распространение в студийной практике, можно отнести микрофоны пограничного слоя (PZM). Конструкция микрофона (рис. 6.3.14) включает в себя экран с установленным параллельно ему на близком расстоянии капсюлем микрофона (обычно конденсаторного). Такая установка позволяет увеличить на 6 дБ уровень звукового давления, действующего на микрофон за счет отраженной волны, и сформировать полусферическую диаграмму направленности, практически не зависящую от частоты (примером может служить модель Neumann GFM 132).

Чувствительность конденсаторного капсюля зависит как от размеров мембраны, расстояния между ней и базовым электродом, так и от поляризующего напряжения. Микрофоны для музыкального применения чаще всего имеют диаметр мембраны в пределах от 15 до 30 мм. Измерительные микрофоны имеют мембраны меньшего диаметра, вплоть до 2 – 3 мм. Микрофоны с мембраной большого диаметра (25 – 35 мм), как правило, имеют сильно зависящую от частоты диаграмму направленности, более ярко выраженную направленность в области высших частот, вследствие чего они окрашивают диффузный звук.

Угол снятия звука:

Всенаправленный микрофон 360°

Кардиоидный микрофон 131°

Суперкардиоидный микрофон 115°

Гиперкардиоидный микрофон 105°

Назначение

В зависимости от сферы применения микрофоны делятся на следующие категории.

Измерительные микрофоны - применяются для измерения различных акустических характеристик помещений.

Концертные микрофоны - используются на живых концертах и выступлениях. Они должны отличаться повышенной надежностью, удароустойчивостью. Могут быть проводные микрофоны и радиомикрофоны (дают большую свободу передвижения по сцене, следовательно, более удобны).

Студийные микрофоны - используются для записи звука вокала и музыкальных инструментов. Они самые дорогие, однако существуют и бюджетные модели для записи звука в домашних условиях. Качество записи также зависит от оборудования, с которым будет использоваться студийный микрофон.

Компьютерные микрофоны - наиболее дешевые и простые модели. Используются в основном для общения через Интернет, например, в Skype, для озвучивания видеороликов. Требования к ним значительно ниже. Прежде всего, микрофоны должны быть удобны для пользователя.

По устройству различают несколько видов компьютерных микрофонов:

  • настольные микрофоны - представляют собой подставку с прикрепленным к ней микрофоном. Неудобство состоит в том, что нужно неподвижно держать голову на постоянном расстоянии от микрофона, чтобы звук был равномерным;
  • микрофоны-петлички - конструкция, которая крепится с помощью прищепки к одежде. Недостаток - удаленность от головы. Чтобы звук был достаточно четким необходимо увеличивать чувствительность микрофона, но при этом будут сильно слышны посторонние звуки;
  • гарнитуры - наиболее популярные конструкции, состоящие из наушников и микрофона.

Бывают микрофоны для ноутбука, телефона и планшета: от компьютерных отличаются только лишь конструкцией. Особой популярностью не пользуются.

Другие виды микрофонов

Микрофоны для видеокамеры - используются в тандеме с видеокамерой, для чего предусмотрено соответствующее крепление на ее корпусе.

Микрофоны для диктофона - применяются для работы вместе с диктофонами. Хотя в этих приборах имеется встроенный микрофон, внешнее устройство во многих случаях работает эффективнее.

Микрофоны для видеопроизводств а - подразделяются на две категории:

  • для «полевых» репортажей - динамические всенаправленные микрофоны, которые отличаются хорошей чувствительностью;
  • для студийной работы - конденсаторные одно- или двунаправленные модели, обеспечивающие высокое качество передачи звука.

Микрофоны для конференций - применяются в пресс-центрах, на трибунах. Дают хорошее качество звукопередачи независимо от положения оратора по отношению к микрофону, что важно для комфортного выступления.

Тип

Конденсаторные микрофоны - применяются в основном для записи звука в студии или домашних условиях. Они требуют дополнительного питания: либо от аккумулятора, либо от сети, либо питание подается от разъема подключения (так называемое «фантомное» питание). Позволяют записывать звук с минимальными искажениями. Недостатки - высокая цена, требуется дополнительное питание.

Динамические микрофоны - используются для живого звука на концертах, различных мероприятиях, караоке. Имеют прочную конструкцию, устойчивы к падениям и ударам. Преимущества - невысокая цена, не требуется дополнительное питание (микрофон достаточно подключить в соответствующий разъем), возможность записи звука с высоким звуковым давлением, например, барабанов.

Электретные микрофоны - по характеристикам напоминают конденсаторные модели. Выгодно отличаются меньшей ценой, большей компактностью, лучшей устойчивостью к внешним воздействиям. Одним устройствам достаточно питания от аккумулятора, другие требуют мощное «фантомное» питание.


Направленность

Данная характеристика отображает чувствительность микрофона к месту расположения источника звука.

Виды микрофонов в зависимости от направленности.

Одно- или двунаправленные микрофоны - воспринимают звук только с одной или двух сторон. Виды направленностей:

  • кардиоидная направленность - микрофон воспринимает только звук, идущий спереди. Звуки с остальных сторон практически игнорируются;
  • суперкардиоидная направленность - область, в которой микрофон воспринимает звук уже, чем у предыдущей версии. Также он частично улавливает звук, идущий сзади;
  • гиперкардиоидная направленность - аналогична суперкардиоидной, однако "задняя" зона восприятия звука чуть больше;
  • полукардиоидная направленность - характерна для микрофонов, которые необходимо располагать на какой-либо поверхности;
  • восьмерка - микрофоны с такой направленностью воспринимают звук, поступающий спереди с сзади одинаково хорошо, но полностью игнорируют звуки, идущие сбоку.

Всенаправленные - такие микрофоны воспринимают звук с любой точки расположения источника звука. Вариантом всенаправленных микрофонов являются устройства с полусферической направленностью - они воспринимают звук из полусферы, передней либо задней.

Некоторые модели имеют переключатель направленности, позволяющий изменять их в зависимости от применения микрофона. Это особенно полезно для студийных микрофонов.


Питание

«Фантомное» - питание поступает по кабелю, соединяющему микрофон и принимающее оборудование. Этот вариант избавляет от необходимости контролировать уровень заряда аккумулятора. В то же время свобода передвижения зависит от длины сетевого кабеля.

Важно : чтобы микрофон нормально работал, требуется ресивер или усилитель, поддерживающий такое питание. Некоторые устройства оснащены модулем, который дает возможность питаться от обычной сети (220 В).

Аккумулятор - не имеет лишних проводов и обеспечивает максимальную свободу передвижения, чем выгодно отличается от фантомного способа. Правда, такой вариант требует регулярной подзарядки батареи. Применяется в электретных, устройствах с беспроводным подключением. Почти не встречается в конденсаторных микрофонах.

Аккумулятор / фантомное - работает от двух способов питания. Универсальное решение.

Характеристики

Чувствительность - показывает минимальный уровень звука, который воспринимает микрофон, обозначается в одной из единиц измерения:

  • децибелы (Дб) - чем ниже значение, тем чувствительнее микрофон;
  • милливольты на паскаль (мВ/Па) -чем выше значение, тем более чувствительный микрофон.

Уровень звукового давления - показывает максимальный уровень громкости, который может принять микрофон. Измеряется в децибелах (Дб). Среднее значение - 100 Дб, повышенное значение - 130 Дб.

Частотная характеристика - диапазон частот, в котором микрофон формирует звук. Чем ниже принимаемый звук, тем меньше должно быть нижнее значение диапазона. Например, для вокала достаточно диапазона 80-15000 Гц , а для записи барабанов потребуется частота 30-15000Гц .

Разрядность и частота дискретизации АЦП - АЦП (аналого-цифровой преобразователь) превращает аналоговый сигнал от капсюля микрофона в «цифру». Чем больше разрядность и частота дискретизации, тем ближе цифровой звук к первоначальному аналоговому звуку.

Ориентировочные показатели:

  • разрядность АЦП - 16 бит (профессиональные микрофоны), 32 бит (элитные модели);
  • частота дискретизации АЦП - оптимальной считается 8 кГц. Встречаются микрофоны, у которых частота дискретизации составляет 96 кГц, что не всегда оправданно - с повышением этого параметра увеличивается объем передаваемых данных.

Соотношение сигнал / шум - чем больше это соотношение, тем меньше искажается звук. Измеряется в децибелах (дБ). У хороших микрофонов этот параметр составляет 64-66 дБ, профессиональные модели могут похвастаться величиной в 72 дБ и выше.

Номинальное сопротивление (импеданс) - сопротивление устройства переменному току. От этого параметра зависит совместимость микрофона с оборудованием, к которому он подключается. Импеданс особенно важен в профессиональной технике, а вот для устройств, работающих в паре с ноутбуками, компьютерами, телефонами, этот параметр зачастую не указывается.

Длина кабеля или радиус действия - от этого параметра зависит степень свободы передвижения и удобство эксплуатации устройства. Чем длиннее провод / выше радиус действия беспроводного соединения, тем комфортнее работа с микрофоном.

Важно : радиус действия указывается в расчете на идеальные условия (в том числе отсутствие помех, полный заряд батареи). Фактическая величина будет меньше. Поэтому выбирайте беспроводной микрофон с некоторым запасом по радиусу действия.

Интерфейсы

XLR - такое подключение устойчиво к помехам, надежно фиксируется в гнезде. Минус - большой размер разъема. Микрофоны с XLR относятся к профессиональным моделям, где требуется высокое качество передачи сигнала.

  • mini-XLR - уменьшенный вариант предыдущего интерфейса. Используется в более компактной технике.

mini-Jack (3.5 мм) - широко распространенный интерфейс. Данное подключение обеспечивает сравнительно невысокое качество передачи сигнала. Для профессиональной работы микрофоны с интерфейсом mini-Jack не подойдут.

Jack (6.35 мм) - средний вариант между mini-Jack и XLR. Подобный вариант дает более надежное соединение, снижает возможность появления помех. Увеличение размера такого разъема усложняет его использование в портативном оборудовании. Чаще всего интерфейс Jack используется в микрофонах для караоке.

TA4F - специальный разъем, имеющий небольшие размеры. Встречается в профессиональных микрофонах, например, компактных петличных и головных моделях.

USB - чаще всего используется в студийных микрофонах.

Lighting/30-pin - применяется в микрофонах для телефонов и планшетов компании Apple. 30-pin - устаревший интерфейс (до 2011 включительно), Lighting используется в современной технике (с 2012). Для соединения этих разъемов нужен переходник.

Иногда в микрофонах встречаются фирменные интерфейсы - они применяются определенными производителями.

Функции

Беспроводное подключение - обеспечивает максимальную свободу передвижения, что важно при работе на сцене. В отличие от проводных моделей, такие микрофоны нуждаются в аккумуляторах, да и цена их выше. Среди других минусов: небольшая вероятность помех, ограниченное время автономной работы. Встречается в вокальных микрофонах.

Принцип работы: микрофон подключается к приемнику с помощью радиоканала, сам же приемник соединяется с усилителем проводным способом.

Радиосистема - беспроводной микрофон, оснащенный ресивером и другими приспособлениями, необходимыми для работы. Это решение более удобно, чем поиск и приобретение по отдельности дополнительного оборудования, прежде всего ресивера.

Гибкая ножка - позволяет менять положение капсюля без необходимости передвигать микрофон. Этой же цели служит и жесткая ножка с поворотным креплением, но по сравнению с ней гибкий аналог дает большую степень свободы. Используется в микрофонах для ноутбука, компьютера и микрофонах для конференций.

ФН Ч - фильтр низких частот (Roll-off). Понижает уровень низких частот, что улучшает качество звукопередачи. В итоге заметно уменьшается количество помех от шума ветра, дыхания человека, ударов по микрофону. Такая опция пригодится, чтобы контролировать «эффект приближения» (повышение громкости низких частот в случае приближения к источнику шума). Встречается в электретных и конденсаторных моделях.

Стереозапись - записывает звук с микрофона в стереоформате. Обычно такая функция реализуется в двунаправленных микрофонах, реже - в парных комплектах.

Аттенюатор - снижает уровень сигнала на выходе. Применяется для ослабления громкости звука с целью недопущения перегрузки оборудования.

Отключение микрофона - полезно в ряде случаев: при связи по Skype, чтобы собеседник не слышал посторонние разговоры; во избежание появления неприятного звучания в колонках из-за перестановки микрофона и так далее.

Регулировка чувствительности - дает возможность менять настройки микрофона исходя из текущей ситуации (прежде всего, громкость звука). При этом не нужно пользоваться регулировками в других элементах аудиосистемы.

Переключение ДН - позволяет выбирать диаграмму направленности (ДН) однонаправленного микрофона (кардиодная, суперкардиодная и так далее). В некоторых моделях эта опция используется для переключения между разными форматами работы (однонаправленный, двунаправленный, всенаправленный).

Выход на наушники - для подключения наушников к микрофону. Такой вариант характерен для студийных устройств, поскольку помогает контролировать качество вокала при записи. Чаще всего наушники подключаются через mini-Jack.

Материал корпуса

Пластик - дешевый, легкий, устойчивый к коррозии материал. Минус - невысокая прочность. Используется в гарнитурах, микрофонах-петличках, компьютерных, ноутбучных моделях, а также устройствах для видеокамеры.

Металл - выигрывает у пластика в прочности. Недостатки: высокая цена, значительный вес, подверженность коррозии. Применяется в вокальных, инструментальных, студийных микрофонах.

Оснащение

Трансмиттер (внешний) - устройство, которым оснащаются модели миниатюрной формы с беспроводным соединением (гарнитуры, микрофоны-петлички). Микрофон подключается к трансмиттеру, который подвешивается на поясе. Такая конструкция микрофона позволяет его подсоединить к другой технике, а не только к передатчику.

Ресивер - приемник, который встречается в микрофонах с беспроводным соединением. Ресивер подключается к различной аудиотехнике, например, усилителю для передачи на него сигнала с микрофона.

Крепление на монитор - применяется в компьютерных микрофонах. Удачное решение при дефиците свободного места на столе, где находится компьютер. Такое крепление можно использовать и для работы с ноутбуком.

Оголенный провод - открытый участок микрофона, который служит для подключения к оборудованию, у которого есть клеммы (в том числе системы громкой трансляции). Соответственно, у такого микрофона отсутствует штекер.

Дисплей - отображает информацию о работе микрофона. Чаще всего встречается в беспроводных моделях, при использовании которых важно знать об уровне заряда аккумулятора, выбранном канале и так далее.

Держатель для стойки - позволяет легко устанавливать модель на стойку / штатив или же снимать его. Такой держатель используется в инструментальных и вокальных микрофонах. Пригодится в концертной деятельности.

Антишоковый подвес («паук») - гасит помехи в звучании от различных вибраций микрофона, вызванных шагами людей или работой техники.

Поп-фильтр - круглая пластина, которая устанавливается перед студийным микрофоном при записи вокала. Такой экран предотвращает помехи в звучании от потока воздуха (выдохов в микрофон). Поп-фильтр защищает микрофон от попадания брызг слюны, что продлевает его срок службы.