Автоматизированная информационная система «Налог. Навигационные полоски Базы данных состоят из массивов

Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

Об утверждении Положения об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")


В целях систематизации основных подходов к созданию, развитию, сопровождению и использованию автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы

приказываю:

1. Утвердить Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3") (далее - Положение) согласно приложению к настоящему приказу.

2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата ФНС России, руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, начальникам межрегиональных инспекций ФНС России, генеральным директорам организаций, подведомственных ФНС России, в дальнейшем руководствоваться требованиями Положения.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.Мишустин

Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3")

УТВЕРЖДЕНО
приказом ФНС России
от "__" _______ 2016 года N _______

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет назначение и задачи автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы Российской Федерации (далее - АИС "Налог-3"), структуру и основные функции АИС "Налог-3", пользователей АИС "Налог-3", порядок обеспечения доступа к АИС "Налог-3", правовой статус программно-технических средств АИС "Налог-3", правила информационного взаимодействия АИС "Налог-3" с иными информационными системами.

II. Назначение и задачи АИС "Налог-3"

2. АИС "Налог-3" представляет собой единую информационную систему ФНС России, обеспечивающую автоматизацию деятельности ФНС России по всем выполняемым функциям, определяемым Положением о Федеральной налоговой службе , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 (в действующей редакции, далее - Положение о ФНС России), в том числе прием, обработку, предоставление данных и анализ информации, формирование информационных ресурсов налоговых органов, статистических данных, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере полномочий ФНС России и предоставления информации внешним потребителям.

3. АИС "Налог-3" создана с целью повышения эффективности реализации полномочий и решения задач, определенных в Положении о ФНС России.

а) обеспечение "открытости" налоговых органов для налогоплательщика, путем упрощения процедур его взаимодействия с ФНС России и перевода их в электронный вид;

б) создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к новым внешним источникам информации;

в) гарантированное соблюдение регламентных процедур налогового администрирования, качество и сроки их реализации;

г) снижение текущих издержек налогового администрирования, в первую очередь за счет создания и внедрения электронной системы массовой обработки поступающих в налоговые органы сведений;

д) совершенствование процедур информационного взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

е) обеспечение контроля над налоговой деятельностью налогоплательщика путем создания единого и достоверного ресурса, содержащего всю информацию по конкретному налогоплательщику ("досье" налогоплательщика), в том числе сведения, позволяющие своевременно выявлять признаки ухода от уплаты налогов;

ж) обеспечение автоматизированного мониторинга деятельности Федеральной налоговой службы со стороны руководства налоговых органов;

з) повышение качества контрольной работы, в том числе за счет комплексного использования созданного единого информационного ресурса и подключения налоговых органов к новым внешним источникам информации;

и) повышение качества принятия решений, анализа и прогнозирования за счет создания аналитических инструментов, позволяющих проводить анализ и прогнозирование налоговых поступлений с учетом макроэкономических показателей и внешних факторов.

К дополнительным задачам относятся:

а) снижение трудозатрат налоговых органов на сбор, ввод, обработку и контроль форм налоговой отчетности;

б) снижение трудозатрат налоговых органов на обеспечение межведомственного обмена информацией, освобождение налоговых органов от функций по приему, обработке и сортировке данных, поступающих от других ведомств;

в) снижение трудозатрат налоговых органов на проведение расчетов, включая начисление налогов и контроль налоговой отчетности;

г) переход от количественного к качественному анализу налогов, налоговой базы, в том числе в рамках совершенствования контрольной работы;

д) обеспечение возможности внутреннего аудита результатов работы сотрудников территориальных налоговых органов и центрального аппарата ФНС России.

III. Пользователи АИС "Налог-3"

5. Пользователями информационных ресурсов АИС "Налог-3" являются:

а) центральный аппарат ФНС России, территориальные налоговые органы - управления ФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС России, инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня (далее - налоговые органы);

б) организации, подведомственные ФНС России.

Пользователями информации и сведений АИС "Налог-3" также являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и налогоплательщики (в соответствии с и действующими соглашениями, далее - внешние пользователи).

IV. Основные принципы построения и функции АИС "Налог-3"

6. Основными принципами построения АИС "Налог-3" являются:

а) систематизация сбора, хранения и использования информации при выполнении налоговыми органами полномочий, возложенных на ФНС России;

б) предоставление информации внешним пользователям, а также исключение повторных запросов информации, содержащейся в АИС "Налог-3", у источника информации;

в) актуальность и достоверность информации, содержащейся в АИС "Налог-3";

г) адаптируемость состава информации, содержащейся в АИС "Налог-3", к изменяющимся требованиям пользователей и законодательства;

д) открытость для интеграции АИС "Налог-3" с существующими и создаваемыми государственными и иными информационными ресурсами, ведомственными и межведомственными информационными системами на основе единой системы справочников, классификаторов и единых стандартов информационного взаимодействия;

е) единство используемых в АИС "Налог-3" терминов, нормативно-справочной информации, системы показателей и регламентной отчетности;

ж) единство стандартов, технологий, форматов всех элементов АИС "Налог-3";

з) исполнение требований обеспечения информационной безопасности;

и) открытость и доступность информации, содержащейся в АИС "Налог-3", за исключением информации ограниченного доступа.

7. АИС "Налог-3" обеспечивает автоматизацию деятельности ФНС России по выполняемым функциям, определяемым Положением о ФНС России, и представлена компонентами, выполняющими функции по:

а) сбору, систематизации, обработке, хранению данных и предоставлению информации, содержащейся в АИС "Налог-3", осуществлению форматно-логического контроля данных, выявлению несогласованности и расхождения данных, поступивших из различных источников, и проведению гармонизации информации, содержащейся в АИС "Налог-3", а также для обеспечения интеграции с информационными системами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, информационные ресурсы которых предназначены для принятия управленческих решений, и информационными ресурсами иных информационных систем, необходимость интеграции с которыми определяется функциональными требованиями;

б) внешнему взаимодействию с налогоплательщиками физическими и юридическими лицами (в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и действующими соглашениями);

в) централизованному ведению и предоставлению доступа к реестрам, справочникам и классификаторам, используемым в АИС "Налог-3", и формированию данных, необходимых для выполнения функций, возложенных на налоговые органы, и принятия управленческих решений;

г) сопоставлению и анализу информации, содержащейся в АИС "Налог-3", а также обеспечению информационно-аналитической поддержки принятия управленческих решений, в том числе с использованием средств мониторинга, оценки и контроля информации, содержащейся в информационных ресурсах налоговых органов;

д) обеспечению свободного доступа к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере государственного управления в части полномочий, возложенных на ФНС России, посредством портала (сайта) ФНС России, являющегося публичным информационным ресурсом.

V. Компонентный состав АИС "Налог-3"

8. К основным компонентам АИС "Налог-3" относятся:

а) централизованные компоненты, размещаемые на федеральном уровне (сегменты для оперативной и аналитической работы);

б) децентрализованные компоненты.

VI. Внешнее информационное взаимодействие АИС "Налог-3"

9. Информационное взаимодействие АИС "Налог-3" и иных информационных систем осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

Под информационным взаимодействием АИС "Налог-3" и иных информационных систем в настоящем Положении понимается совокупность информационных процессов, направленных на получение и использование АИС "Налог-3" информации, содержащейся в иных информационных системах, и использование такой информации в электронной форме в АИС "Налог-3", а также на получение и использование пользователями иных информационных систем информации, содержащейся в АИС "Налог-3".

10. Информационное взаимодействие АИС "Налог-3" и иных информационных систем осуществляется с использованием технических и программных средств АИС "Налог-3" на основании обмена электронными документами (информационными запросами и информационными сообщениями), направляемыми участниками информационного взаимодействия.

При организации взаимодействия АИС "Налог-3" и иных информационных систем применяется в том числе инфраструктура, обеспечивающая информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.

11. Информационное взаимодействие АИС "Налог-3" с иными информационными системами осуществляется с обеспечением следующих требований:

а) защита передаваемой информации от неправомерного доступа, уничтожения, модификации, блокирования, копирования, распространения, иных неправомерных действий с момента передачи этой информации из иной информационной системы и до момента ее поступления в АИС "Налог-3";

б) организация доступа к информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

в) фиксация даты, времени и участников всех действий и операций, осуществляемых в рамках информационного взаимодействия, а также возможность предоставления сведений, позволяющих восстановить историю информационного взаимодействия;

г) незамедлительное информирование владельцев информационных систем, взаимодействующих с АИС "Налог-3", о сбоях и нарушениях в работе АИС "Налог-3" и иных информационных систем, которые могут повлечь нарушение сроков и качества предоставления и (или) получения информации, а также о нарушении требований обеспечения информационной безопасности, определенных настоящим Положением;

д) незамедлительная реализация мер по устранению выявленных сбоев и нарушений функционирования АИС "Налог-3" и случаев нарушения требований обеспечения информационной безопасности;

е) подтверждение достоверности и актуальности информации, передаваемой из АИС "Налог-3" в иные информационные системы, а в случае установления недостоверности информации - обеспечение ее актуализации и информирование об этом изменении и о случаях выявления недостоверности информации заинтересованных участников информационного взаимодействия;

ж) подписание с использованием электронной подписи информации, передаваемой в иную информационную систему.

12. Технологические средства АИС "Налог-3" обеспечивают единство нормативно-справочной информации, содержащейся в АИС "Налог-3", включая справочники и классификаторы, используемые АИС "Налог-3".

Перечень справочников и классификаторов, используемых в АИС "Налог-3", а также порядок их формирования и ведения в АИС "Налог-3" устанавливаются ФНС России.

Размещение и ведение справочников и классификаторов, используемых в рамках АИС "Налог-3", осуществляется в специализированных средствах ведения нормативно-справочной информации.

13. Технические и программные средства АИС "Налог-3" обеспечивают техническую защиту информации, содержащейся в АИС "Налог-3", посредством:

б) ведения электронных журналов учета операций, выполненных с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечивать учет всех действий по размещению, изменению и удалению информации, фиксировать точное время, содержание изменений и сведения о пользователе, осуществившем изменения;

в) применения средств обеспечения бесперебойного питания, резервирования, восстановления и дублирования (зеркалирования) информации, обеспечивающих возможность восстановления информации;

г) защиты информации от несанкционированного копирования, распространения, уничтожения, модификации и блокирования доступа к ней, а также от иных неправомерных действий;

д) сохранения копий информации и электронных журналов учета операций в соответствии с регламентами резервного копирования, установленными в ФНС России.

14. Технические и программные средства АИС "Налог-3" в части защиты информации, содержащейся в АИС "Налог-3", соответствуют:

а) Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и защите информации" ;

б) Федеральному закону от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" ;

в) постановлению Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 N 1119 "Об утверждении Требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" (далее - Постановление N 1119 от 01.11.2012);

г) приказу ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (далее - приказ ФСТЭК N 17 от 11.02.2013);

д) приказу ФСТЭК России от 18.02.2013 N 21 "Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" ;

е) нормативно-методическим документам ФСТЭК России по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры;

ж) техническим требованиям к взаимодействию информационных систем в единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

15. Технические и программные средства АИС "Налог-3" обеспечивают:

а) Круглосуточную (за исключением времени на проведение регламентного обслуживания) доступность АИС "Налог-3" для получения и использования (в том числе в форме открытых данных) размещенной в АИС "Налог-3" информации;

в) проведение регулярного мониторинга работоспособности и доступности функций АИС "Налог-3";

г) возможность поиска и получения пользователями АИС "Налог-3" текстовой информации и агрегированных статистических данных;

д) разделение автоматизируемых функций АИС "Налог-3" на требующие интерактивного взаимодействия пользователей с системой и не требующие такого взаимодействия, выполняемые "налоговым автоматом";

е) автоматизированную проверку данных о налогоплательщике по данным, содержащимся в АИС "Налог-3", и немедленное уведомление инспектора о возможных нарушениях законодательства;

ж) возможность наращивания функциональных и технологических возможностей в части числа и объемов решаемых задач, типов и числа взаимодействующих информационных систем, адаптации к различным изменениям;

з) возможность автоматизированной оценки трудозатрат сотрудников налоговых органов и работников подведомственных ФНС России организаций на выполнение технологических процессов в АИС "Налог-3".

16. Лингвистические средства АИС "Налог-3" обеспечивают доступ субъектам системы, пользователям АИС "Налог-3" к содержащейся в АИС "Налог-3" информации на русском языке.

17. Дополнительные (специальные) требования к технологическим, техническим, программным и лингвистическим средствам АИС "Налог-3", а также подсистем АИС "Налог-3", устанавливаются ФНС России.

VII. Централизация функций налогового администрирования в рамках АИС "Налог-3"

18. Процесс развития АИС "Налог-3" направлен на увеличение количества подсистем, включаемых в централизованную архитектуру и соответственное уменьшение количества технологических процессов, автоматизированных в рамках распределенной архитектуры.

19. Перевод децентрализованных компонент АИС "Налог-3" в централизованную архитектуру компонентов прикладной инфраструктуры обеспечивает высокую гибкость в масштабировании технологических ресурсов ФНС России и основывается на следующих принципах:

а) продуманное и эффективное разделение функций и задач между перспективными и наследуемыми компонентами системы и на всех этапах переходного периода для обеспечения эффективной и безошибочной работы персонала;

б) сохранение инвестиций;

в) обеспечение непрерывности технологических процессов;

г) обеспечение максимальной прозрачности взаимодействия компонентов информационных систем;

д) обеспечение целостности и консистентности данных.

20. Функции централизованных и децентрализованных компонент АИС "Налог-3", находящиеся в промышленной эксплуатации, направлены на формирование единого информационного пространства ФНС России, используемого с целью повышения качества выполнения функций налогового администрирования и контроля, и не пересекаются.

21. При переводе децентрализованных компонент АИС "Налог-3" в централизованную архитектуру компонентов прикладной инфраструктуры используются следующие подходы:

а) использование единой нормативно-справочной информации;

б) использование единой идентификации данных, в частности присвоение уникальных федеральных идентификаторов;

в) выверка (обеспечение чистоты данных) и подъем данных из децентрализованных компонент в централизованные (в федеральное хранилище);

г) предоставление возможности взаимодействия подсистем и компонент АИС "Налог-3" в процессе обмена и использования данных для обеспечения реализации непрерывных технологических процессов;

е) обеспечение консолидированного сбора событий обеспечения информационной безопасности в сквозных технологических процессах.

22. Отдельный набор процессов, в настоящий момент уже реализованных в рамках автоматизированной информационной системы и планируемых к реализации, не подлежит централизации вследствие ее невозможности либо экономической и организационной неэффективности. Такие децентрализованные компоненты наряду с компонентами централизованной среды поддерживают и будут продолжать поддерживать непрерывность исполнения технологических процессов ФНС России.

VIII. Порядок обеспечения доступа и организации работы с АИС "Налог-3"

23. Доступ к АИС "Налог-3" предоставляется пользователям системы с использованием специализированных средств управления доступом.

24. Регистрация в АИС "Налог-3" пользователей налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций производится в соответствии с порядком предоставления доступа к информационным системам и ресурсам ФНС России.

25. В целях организации работы с АИС "Налог-3" пользователи системы принимают организационно-распорядительные меры, предусматривающие:

24.1*. Для внешнего взаимодействия:
_______________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

а) определение уполномоченных сотрудников федерального органа исполнительной власти, осуществляющих с использованием квалифицированной электронной подписи действия по подписанию электронных документов;

б) осуществление установки необходимых средств криптографической защиты информации на автоматизированные рабочие места уполномоченных сотрудников и обеспечение их средствами электронной подписи;

в) выделение адреса электронной почты для обработки направленных АИС "Налог-3" в адрес субъектов системы информационных уведомлений о направлении и поступлении сведений, а также иных действиях, реализуемых федеральными органами исполнительной власти, и обработку указанных уведомлений.

24.2. Для налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций:

а) назначение ответственных технологов в целях комплексной организации внедрения технологических процессов ФНС России и осуществления внутреннего контроля деятельности по технологическим процессам ФНС России;

б) формирование и ведение Реестра согласованных заявок на работы по развитию (модернизации) и услуги по сопровождению АИС "Налог-3" на очередной год;

в) обеспечение защиты информационных ресурсов и системной инфраструктуры.

26. Зарегистрированные в АИС "Налог-3" пользователи системы получают санкционированный доступ к АИС "Налог-3" для осуществления функций в соответствии со своими полномочиями.

27. Идентификация и аутентификация пользователей налоговых органов и подведомственных ФНС России организаций в АИС "Налог-3" осуществляется с использованием с использованием специализированных средств управления доступом.

28. Зарегистрированные в АИС "Налог-3" пользователи не вправе производить действия, направленные на нарушение процесса функционирования АИС "Налог-3" ФНС России.

29. Правомочия обладателя информации, содержащейся в АИС "Налог-3", осуществляет Российская Федерация в лице Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

30. Доступ к информации, содержащейся в АИС "Налог-3", обеспечивается для пользователей системы в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

IX. Правовой режим программно-технических средств АИС "Налог-3"

31. Имущество, входящее в состав программно-технических средств АИС "Налог-3" и созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета, является собственностью Российской Федерации.

32. Исключительное право на прикладное программное обеспечение АИС "Налог-3" приобретается Российской Федерацией в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

33. Совокупность программного обеспечения АИС "Налог-3", а также подготовительной (проектной), технической, сопроводительной и методической документации к такому программному обеспечению образует фонд алгоритмов и программ АИС "Налог-3".

Порядок формирования и ведения фонда алгоритмов и программ АИС "Налог-3" устанавливается приказом ФНС России.

X. Технологическая инфраструктура АИС "Налог-3"

34. Целевой инфраструктурой, предназначенной для эксплуатации АИС "Налог-3", является ФЦОД ФНС России в г.Москве, а также создаваемая в рамках Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2011 N 995 Система ЦОД Минфина России.

35. В создаваемую систему Центров обработки данных Минфина России и подведомственных ему федеральных исполнительных органов власти входят Федеральный центр обработки данных в г.Дубна Московской области и Резервный центр обработки данных N 1 в г.Городец Нижегородской области.

XI. Порядок развития АИС "Налог-3"

36. Порядок организации работ по развитию (модернизации) АИС "Налог-3", включая планирование работ, контроль их исполнения, порядок ввода в действие полученных результатов определяется Положением об организации работ по развитию (модернизации) автоматизированной информационной системы Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3"), утверждаемым приказом ФНС России.

XII. Порядок эксплуатации АИС "Налог-3"

37. Порядок эксплуатации АИС "Налог-3" регулируется системой специализированных регламентирующих документов, определяющих подходы к обеспечению непрерывности функционирования автоматизированной информационной системы и технической поддержки ее пользователей.

38. Эксплуатация АИС "Налог-3" и техническая поддержка ее пользователей осуществляется специализированной организацией, подведомственной ФНС России.

Техническая поддержка пользователей АИС "Налог-3" осуществляется с использованием централизованного сайта технической поддержки.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Федеральная налоговая служба России разработала правила использования автоматизированной информационной системы АИС "Налог-3". Благодаря ей налоговики получат возможность принимать и формировать информацию о налогоплательщиках по всей территории РФ в автоматическом режиме.

ФНС России издала приказ от 14.03.2016 N ММВ-7-12/134@ , которым утвердила Положение об автоматизированной информационной системе Федеральной налоговой службы (АИС "Налог-3"). Эта единая информационная система предназначена для автоматизации деятельности налоговых органов по всей территории России и получении возможности обеспечивать полную информацию о сделках, активах и контрагентах каждого налогоплательщика, независимо от региона его нахождения и осуществления деятельности.

Это значит, что налогоплательщикам также необходимо более ответственно подходить к своему взаимодействию с контрагентами и обращать внимание на ошибки в получаемых документах из других регионов. Ведь налоговики теперь имеют возможность проверять все операции по налогообложению сделок даже не запрашивая документы на проверку. А если ошибка будет обнаружена инспектором раньше, чем налогоплательщик выявит и исправит ее у себя в учете и документах, то штрафа и доначисления налога избежать не удастся.

АИС "Налог-3" обеспечена такими функциям, как прием, обработка и предоставление данных, а также осуществление анализа полученной информации и формирование информационных ресурсов ФНС. На ее основе налоговые инспекторы могут вычислять необходимые им для работы статистические данные, а также оперативно получать сведения, необходимые для обеспечения поддержки принятия управленческих решений и обеспечения полного контроля за налогоплательщиками. Использовать систему могут только специалисты органов ФНС, а также организации, ей подведомственные.

Основные задачи, которые выполняет АИС "Налог-3" состоят в:

  • упрощении взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами и обеспечении "открытости" ФНС;
  • переводе отношений инспекторов и плательщиков налогов в электронный вид;
  • создании единого информационного массива;
  • подключении органов ФНС к новым источникам информации и обеспечении межведомственного взаимодействия;
  • обеспечении соблюдения регламентных процедур налогового администрирования, а также их качества и сроков реализации;
  • обеспечении достоверного контроля над налоговой деятельностью организаций, ИП и граждан, за счет создания единого ресурса, в котором содержится вся информацию по каждому отдельно взятому налогоплательщику;
  • обеспечении возможности автоматизированного мониторинга деятельности подразделений ФНС со стороны вышестоящего руководства ведомства.

Новая система должна, в первую очередь, обеспечивать максимально полное и оперативное формирование сведений обо всех зарегистрированных в России индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ . Поэтому налоговики продолжают работу в этом направлении, а бизнесменам необходимо также удвоить бдительность и не допускать ошибок, связанных с исчислением налогов и оформлением документации.

Слайд 1. Автоматизированная информационная система «Налог»

представляет собой форму организационного управления налоговыми органами на базе новых средств и методов обработки данных, исполь зования новых информационных технологий.

АИС «Налог» позволяет расширить решаемых задач, повысить аналитичность, обоснованность и своевременность принимаемых решений, снизить трудоемкость и рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, вычислительной техники и средств связи, упорядочения информационных потоков.

Цели функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» :

Повышение эффективности функционирования системы налогообложения за счет оперативности и повышения качества принимаемых решений.

Совершенствование оперативности работы и повышение про- изводительности труда налоговых инспекторов.

Обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве.

Повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля за соблюдением налогового за-конодательства.

Улучшение качества и оперативности бухгалтерского учета.

Получение данных о поступлении налогов и других платежей в бюджет.

Анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики.

Информирование администрации различных уровней о по-ступлении налогов и соблюдении налогового законодательства.

Сокращение объема бумажного документооборота.

Слайд 2. Структура системы органов Государственной налоговой службы РФ

Слайд 3. Единая централизованная система налоговых органов

Контрольная деятельность прежде всего предусматривает Государственного реестра предприятий и физических лиц. Государственный реестр предприятий содержит официальную регистрационную информацию о предприятиях (юридических лицах), а в реестре физических лиц хранится информация о налогоплательщиках, обязанных декларацию о доходах, а также уплачивать отдельные виды налогов с физических лиц. К контрольной относится и деятельность по документальной проверке предприятий.

методическая, ревизионная и правовая деятельность .

Подсистема методической, ревизионной и правовой деятельности обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами и другими правительственными документами, а также с нормативными и методическими документами Министерства финансов и Федеральной налоговой службы. В этой подсистеме осуществляются , обработка и анализ информации, поступающей от территориальных налоговых инспекций и касающейся правильности применения налогового законодательства.

аналитическая деятельность территориальных инспекций.

Аналитическая деятельность включает в анализ динамики налоговых платежей всеми категориями налогоплательщиков, прогнозирование величины сбора отдельных видов налогов, экономический и статистический предприятий региона, определение предприятий, подлежащих документальной проверке, анализ налогового законодательства и выработку рекомендаций по его усовершенствованию, анализ деятельности территориальных налоговых инспекций и др.

внутриведомственные задачи .

К внутриведомственным относятся задачи, обеспечивающие деятельность аппарата налогового органа соответствующего уровня.

Слайд 6. Состав функциональных подсистем для местного уровня

· регистрации налогоплательщиков;

· камеральной проверки;

· ведение карточек расчетов (НП) с бюджетом;

· анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий (ФХД) НП;

· выездной документальной проверки;

· ведение нормативно – правовой документации;

· внутриведомственных задач;

· обработки документов физических лиц.

Подсистема регистрации НП связана с функцией своевременного и полного учета плательщиков налогов и платежей в бюджет. Она содержит полную информацию по всем налогоплательщикам, как юридическим, так и физическим лицам.

Слайд 7. С остав функциональных подсистем на примере муниципального уровня

регистрация предприятий;

камеральная проверка;

ведение лицевых карточек предприятий;

анализ состояния предприятия;

документальная проверка.

Слайд 8. АРМ

АРМ «Администратор» обеспечивает :

Защиту от несанкционированного доступа в систему;

Разделение функций пользователей системы;

Контроль и восстановление целостности информации, храня-щейся в базе данных;

Настройку программы в соответствии с параметрами налого-вой инспекции и средой функционирования;

Корректировку нормативно-справочной информации в соот-ветствии с особенностями налогообложения граждан в данном

Регионе и на основании изменений в законодательстве.

АРМ «Реестр физических лиц» обеспечивает :

Постановку на налоговый учет;

Снятие с налогового учета;

Присвоение идентификационных номеров налогоплательщикам;

Составление выходных документов по запросам пользователей.

АРМ «Бухгалтер» обеспечивает:

Формирование операций бухгалтерского учета;

Ввод платежей по налогам;

Ведение лицевых счетов налогоплательщиков;

Формирование выходных документов по лицевым счетам и

Статистической отчетности.

Слайд 9. Обеспечивающие подсистемы

Обеспечивающая часть включает информационное, техническое, программное и другие виды обеспечения, характерные для любой автоматизированной информационной системы организационного типа.

Информационное обеспечение включает весь набор показателей, документов, классификаторов, кодов, методов их применения в сис- теме налоговых органов, а также информационные массивы данных на машинных носителях, используемые в процессе автоматизации решения функциональных задач.

Техническое обеспечение представляет собой тех- нических средств обработки информации, основу которых состав- ляют компьютеры различной мощности и быстродействия, а также средства, позволяющие передавать информацию между различными, автоматизированными рабочими местами как внутри налоговых ор ганов, так и при их взаимодействии с другими экономическими объектами и системами.

Программное обеспечение представляет собой комплекс разно- образных программных средств общего и прикладного характера, необходимый для выполнения различных задач, решаемых налого- выми органами.

Автоматизированная информационная система налоговой служ- бы относится к классу больших систем. К ней, как и к любой подобной системе, предъявляется ряд требований: достижение целей соз-дания системы; всех элементов данной системы как в ее рамках, так и с другими системами; системность; декомпозиция и др.

Слайд 10. Обеспечивающие подсистемы АИС «Налог»

В настоящее время техническую основу информатизации в Федеральной налоговой службе составляют локальные вычислительные сети на базе персональных компьютеров типа IBM PC.

Основными операционными системами являются продукты фирмы Microsoft и в некоторых типа UNIX. В качестве систем управления базами данных используются FoxPro, Clipper, MS SQL Server, Access Informix, Oracle. Основные программные продукты функционируют по технологии «файл-сервер», то имеется локальная сеть с несколькими ПЭВМ.

Слайд 11. Функциональные возможности АРМ

АРМ «Регистрация предприятий»

АРМ «Камеральная проверка»

АРМ «КРСБ НП»

АРМ « ФХД НП»

АРМ позволяет реализовать следующие основные функциональные возможности :

- отбор налогоплательщиков для формирования плана выездных проверок на основе анализа ФХД;

Формирование различных документов (решений, требований и т. д.), используемых налоговыми органами в процессе проведения проверки на основе анализа ФХД;

Автоматизированный расчет пеней и штрафных санкций с учетом данных КРСБ налогоплательщиков в случае выявления нарушений налогового законодательства;

- учет сведений по проведенным встречным проверкам;

- автоматическое формирование различных форм отчетности налогового органа в соответствии с приказами ФНС;

- формирование ФПД для передачи сведений на вышестоящий уровень в соответствии с приказами ФНС.

Слайд 12. Информационное обеспечение автоматизированной налоговой системы

Единицами информационных потоков могут быть документы, показатели, реквизиты, символы.

Документы и содержащуюся в них информацию можно подразделить на следующие группы :

1) по месту составления:

входные (поступающие в инспекции);

выходные (исходящие из инспекции);

2) по срокам представления:

регламентированные - документы, для которых определен срок исполнения и представления;

· нерегламентированные – документы, исполняемые по запросам.

Слайд 13. Единая система классификации АИС «Налог»

АИС «Налог» должна использовать Единую систему классификации и кодирования информации , которая строится на основе применения:

общероссийских классификаторов :

· стран мира (ОКСМ);

· экономических районов (ОКЭР);

· объектов административно-территориального деления и населенных пунктов (СОАТО);

· органов государственного управления (СООГУ);

· отраслей народного хозяйства (ОКОНХ);

· видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП);

· валют (ОКБ);

· единиц измерений (СОЕЙ);

· лицензируемых видов деятельности (ЛВД);

· налоговых деклараций (НД) и др.

ведомственных классификаторов :

· форм собственности (КФС);

· организационно – правовых форм хозяйствующих субъектов (КОПФ);

· доходов и расходов бюджетов в РФ (КДРБ);

· типовых банковских счетов (КБС);

· банков (КБ);

· налоговых органов (НО);

· регистрирующих органов и др.

системных классификаторов :

· типов документов о регистрациях категорий земель, типов собственности, видов бюджета, типов налогов, групп банкротов и др.;

· типов объектов налогообложения (КОН);

· налоговых льгот (КНЛ);

· типов льгот по налогам (КТНЛ);

· штрафных санкций (КШС);

· идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН);

· системы обозначения государственных налоговых инспекций (СОГНИ).

Слайд 14. Идентификационный номер налогоплательщика

ИНН – физического лица представляет собой двенадцатизначный цифровой код, построенный по позиционной системе кодирования:

ТТ NN ХХХХХХ СС ,

где ТТ – код территории административно – территориального деления России;

NN – код территориальной налоговой инспекции, осуществившей поставку на учет налогоплательщика;

ХХХХХХ – собственно порядковый номер налогоплательщика;

СС – символ (контрольное число).

Слайд 15. Информация, направляемая органами представительной власти в ФНС

Органы представительной власти и управления направляют в Федеральную налоговую службу следующую информацию:

· распоряжения;

· законодательные акты о введении местных налогов;

· сведения о фактических поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет.

Слайд 16.

Правоохранительные органы представляют данные о транспортных средствах, о сокрытии доходов, материалы по фактам нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответствен-ность.

финансов обеспечивает материалы из проектов эмиссий, данные по отсрочке налогов, ежемесячные суммы налогов и других платежей в бюджет.

Банки и кредитные учреждения представляют платежные документы, данные о финансово-хозяйственных операциях плательщиков за финансовый год, об открытии или закрытии банковских счетов.

Слайд 17.

Федеральная налоговая служба делает представления на взыскание сумм с налогоплательщиков (акцизы, НДС), ежемесячно извещает о поступлении акцизов и НДС в Федеральный бюджет.

Региональные органы Федеральной налоговой службы представляют информацию, соответствующую правам доступа к ней, кредитно-финансовым органам, органам госстатистики, МВД.

Слайд 18. Выходная информация

Перечень выходных форм:

· Выписка из лицевого счета плательщика (сальдо нарастающим итогом).

· Баланс расчетов плательщика.

· Баланс расчета плательщика в разрезе бюджетов.

· Состояние расчетов плательщика.

· Состояние расчетов плательщика в разрезе бюджетов.

· Состояние расчетов плательщика по налогам в разрезе бюджета и др.

Слайд 19. Внутримашинное информационное обеспечение

Внутримашинное информационное обеспечение формирует ин-формационную среду для удовлетворения разнообразных профес-сиональных потребностей пользователей системы налогообложения. Оно включает все виды специально организованной информации для восприятия, передачи и обработки техническими средствами. Поэтому информация представляется в виде массивов, баз данных, банков данных.

Массивы содержащие остальную информацию, считаются постоянными (условно-постоянными). В переменных мас- сивах содержится следующая информация:

Данные оперативного контроля, обеспечения полноты и своевременности поступления налогов, сборов, других платежей и отчетности;

Результаты анализа и прогнозирования базы налогообложения и поступления налогов, сборов и других платежей;

итоги контрольной работы налоговых органов;

материалы правовой практики налоговых органов и т. д.

В постоянных массивах содержатся:

тексты законов, постановлений и указов Президента и Пра- вительства РФ, постановлений местных органов власти, других правовых актов;

тексты приказов, распоряжений и планов Федеральной нало- говой службы;

тексты организационно-методических документов;

классификаторы, справочники и словари, используемые в АИС «Налог»;

данные Государственного реестра предприятий и учетные дан- ные налогоплательщиков;

нормативно-справочная информация финансового, матери- ально-технического обеспечения, учета и движения кадров .

Слайд 20. Базы данных

Базы данных состоят из массивов.

Структурирование данных в информацион-ные массивы БД должно осуществляться согласно следующим тре-бованиям :

Объединения в единую БД данных, характеризующихся об-щим физическим смыслом и реализующих информационную технологию одного или нескольких взаимосвязанных процес-сов деятельности налоговых органов;

Полноты и достаточности обеспечения информацией должно-стных лиц налоговых органов в пределах номенклатуры дан- ных, содержащихся во входных документах;

организации данных в информационные структуры и управ- ления ими путем использования систем управления базами данных (СУБД) и обеспечения информационной совместимо- сти между различными базами данных;

организации данных в БД с учетом существующих информа- ционных потоков между объектами АИС «Налог» и внутри на- логовых органов;

обеспечения информационной совместимости с данными, по- ступающими с внешних уровней, с которыми взаимодействует данная система;

выполнение принципа системности и однократного ввода - данные, используемые несколькими задачами, должны быть структурированы в общесистемные структуры и поддерживаться средствами программного обеспечения.

Слайд 21. Профессиональные БД в налоговых органах

Функциональный и информационный состав БД зависит от спе-цифики каждого рабочего места и квалификации специалиста. К про фессиональным БД в налоговых органах относятся базы данных:

исходных и отчетных данных по налоговым поступлениям в разрезе разделов и параграфов бюджетной классификации, бюджетов, территорий, временных периодов по регламенти- рованным отчетным формам;

оперативных данных по налоговым поступлениям;

писем, прецедентов, ответов, предложений по налоговому за конодательству;

производных и интегрированных данных на основе отчетных форм;

документов внутреннего пользования различного назначения и т. д.

Слайд 22. Порядок действия налоговых органов

Налоговый действует в следующем порядке :

В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента получения отчетности в электронном виде:

· подтверждает подлинность электронной подписи налогоплательщика;

· формирует квитанцию о приеме отчетности в электронном виде (т. е. заверяет полученную отчетность электронной подписью налогового органа) и направляет ее налогоплательщику;

· проверяет полученную отчетность на соответствие утвержденному формату и формирует протокол входного контроля отчетности;

· направляет налогоплательщику протокол входного контроля.

Слайд 23. Защита информации при представлении отчетности

Защита информации при представлении отчетности по электронной почте будет обеспечиваться комплексом организационных и программно-технических мер.

Организационные меры по обеспечению информационной безопасности предполагают регламентацию взаимоотношений участников обмена информацией и строгое соблюдение порядка обмена электронными документами при сдаче налоговых деклараций и форм отчетности.

Слайд 24. Преимущества электронной системы

Подключение к системе безбумажной технологии предоставляет налогоплательщику ряд существенных преимуществ:

· экономию времени, затрачиваемого на представление отчетности, так как отпадает необходимость поездки в налоговую инспекцию и стояния в очередях;

· расширение временных рамок сдачи отчетности – файлы можно отправить в любой час (круглосуточно) и любой (без выходных) до 24 часов последнего дня сдачи отчетности;

· сокращение ошибок при подготовке отчетности за счет средств выходного контроля. Налогоплательщику предоставляется возможность подготовки отчетности в стандартном формате с контролем правильности заполнения и проверкой актуальности версии заполняемой формы;

· гарантированное подтверждение доставки отчетности, которое имеет юридическую силу в спорных ситуациях;

· исключение технических ошибок (данные проходят входной контроль и автоматически разносятся по лицевым счетам) и повышение оперативности обработки информации;

· оперативное обновление форм отчетности по электронной почте.

Слайд 25. Система «Консультант Плюс»

«Консультант » – это знаний , которая необходима и налоговым инспекторам, и бухгалтерам.

Программа включает блоки :

· для работы с законодательством «Консультант + », вносятся все актуальные изменения в актах;

· «Консультант + Российское законодательство» – все нормативно-правовые акты по бухгалтерскому учету и налогообложению

· Консультант «Бухгалтер» версия «Проф» – корреспонденция счетов, нормативные документы для бухгалтера, консультации в режиме вопрос-ответ по применению законодательства.

Слайд 26.

Значительное место в информационном обеспече- нии АИС «Налог» занимают информационно-справочные системы.

Для их функционирования создают базы данных :

по законодательным и нормативным актам по налогообло-жению;

инструктивных и методических материалов;

по общеправовым вопросам.

Базы данных функциональных подсистем содержат следующие сведения:

Подсистема «Регистрация предприятий» - наименование налогоплательщика, идентификационный номер, местонахождение, дата государственной регистрации, форма собственности, организационно-правовая форма, данные об учредителях и уставном капитале и др.;

Подсистема «Камеральная проверка» - результаты анализа бухгалтерской и налоговой отчетности организаций, сведения о выявленных в процессе камеральных проверок нарушениях налогового законодательства, информация об учетной политике организации-налогоплательщика и др.;

подсистема «Ведение лицевых карточек предприятий» - данные о недоимках по налогам, об излишне перечисленных средствах, об отсрочках и рассрочках платежей в бюджет и др.;

Подсистема «Документальная проверка» - номер и дата акта документальной проверки, сроки проведения проверки, период, за который проводилась проверка, характер выявлен-ных нарушений, суммы доначисленных (уменьшенных) нало-гов и санкций за нарушение налогового законодательства и начисленных пенях и др.

Слайд 27. Состав комплекса «Спринтер»

В состав комплекса «Спринтер» входят:

программный модуль выгрузки «1С: Налогоплательщик», пред- назначенный для выгрузки документов бухгалтерской и налого- вой отчетности из баз данных бухгалтерских программ семейства «1С: Предприятие 7.7» или ввода этих документов вручную;

клиентская программа электронной почты « DiPost », обеспечи- вающая обмен подписанными ЭЦП и зашифрованными сооб- щениями между рабочими местами и серверами электронной почты;

модуль контроля и визуализации « Box Changer », который обес- печивает выходной контроль файлов отчетности и возмож- ность их просмотра налогоплательщиками;

программа «Референт», которая предоставляет налогопла- тельщику информацию об отправленных файлах отчетности, а также о полученных подтверждениях оператора и протоко-лах входного контроля;

программа «Запросы», обеспечивающая налогоплательщику возможность получения по своему запросу информационных выписок о состоянии расчетов с бюджетами различных уровней.

Слайд 28.

Программа «1С: Налогоплательщик» представляет собой одну из программ семейства «1С: » и поставляется в специали- зированной конфигурации, предназначенной для автоматизации передачи сведений как в бумажном, так и в электронном виде в ин-спекции Федеральной налоговой службы, отделения Пенсионного фонда России, другие внебюджетные социальные фонды, органы статистики.

Программа решает следующие задачи :

формирование файла сведений о доходах физических лиц, предназначенного для передачи в инспекции налоговой службы;

подготовку и формирование форм налоговой, бухгалтерской и статистической отчетности организаций;

формирование анкетных данных застрахованных лиц и инди- видуальных сведений застрахованных лиц для передачи в отде- ления ПФР;

ведение налоговых карточек физических лиц, получающих до- ходы на предприятии;

ведение списка документов «Справка о доходах физического лица»;

формирование «Справки о доходах физического лица» для вы- дачи на руки физическим лицам.

Слайд 29.

Состояние АИС «Налог» в целом можно характеризовать следующим :

· информационные технологии в федеральной налоговой службе России развиваются в направлении создания единой системы на основе взаимосвязи рабочих процессов и информационного сервиса с использованием передового опыта зарубежных стран;

· созданы прототипы основных информационных сервисов для поддержки рабочих процессов налогового администрирования;

· унификация и стандартизация рабочих процессов налогового администрирования способствует устойчивости информационной системе Федеральной службы РФ;

· четкое и тесное партнерство между методологическими подразделениями и IT-службами – эффективности налоговой системы;

· система телекоммуникации является важным звеном системы налоговых органов;

· организация защиты информации основывается на базе технологических решений и рекомендаций Службы специальной связи и Гостехкомиссии;

· в рамках реализации работ 2-го Проекта модернизации налоговых органов ФНС РФ:

– продолжены работы по развитию таких подсистем автоматизированной информационной системы для межрайонных инспекций по централизованной обработке данных, как: система подготовки и обмена налоговой информации (СПОНИ), система обработки налоговой информации (СОНИ); начаты работы по созданию подсистемы обслуживания налоговых инспекций (СОИМНС).

– во многих территориальных инспекциях ФНС РФ осуществляется внедрение программного комплекса местного уровня ( “клиент-сервер”).

Слайд 30.

Слайд 31.

Слайд 32.

Слайд 33.


Слайд 34.

Слайд 35.

Вопросы для самоконтроля

1.Какова иерархическая структура системы органов налоговой служ-бы РФ?

2.Охарактеризуйте функции, выполняемые органами налоговой службы низового уровня.

3.В чем состоят цели функционирования АИС «Налог»?

4.Опишите структуру АИС «Налог». Перечислите состав обеспечи-вающей части.

5.Каков состав функциональной части АИС «Налог»?

6.Покажите на примере налоговых инспекций и районов по-рядок реализации задач функциональных подсистем АИС «Налог».

7.Дайте АРМ. Перечислите состав АРМ, организуемых в налоговых инспекциях.

8. состав внемашинного обеспечения АИС «Налог»?

9.Какие классификаторы используются в налоговой системе?

10. Перечислите состав внутримашинного обеспечения АИС «Налог».

Автоматизированная информационная система «Налог 2 Москва» предназначена для автоматизации процессов налогового администрирования, производимых в налоговых органах регионального и местного уровней. Система удовлетворяет всем необходимым требованиям, предъявляемым Федеральной налоговой службой к программно-техническому и информационному обеспечению, а также сертифицирована в рамках системы сертификации ГОСТ Р Госстандарта России.

АИС «Налог 2 Москва» - уникальная информационная система, разработанная специально для функционирования в условиях крупнейших регионов. Высокая концентрация капитала и деловой активности, и, как следствие, высокая доля поступлений в бюджеты различных уровней, требуют особого отношения и к автоматизации процессов налогового администрирования. АИС «Налог 2 Москва» изначально проектировалась и создавалась с учетом следующих факторов:

  • Большие объемы информации, подлежащей вводу и обработке.
  • Большое количество пользователей системы.
  • Повышенные требования к надежности и отказоустойчивости.
  • Развитая телекоммуникационная инфраструктура.
  • Не предъявляет высоких требований к уровню подготовки пользователей в области информационных технологий, для работы в системе, ее обслуживания и сопровождения.

Отличительные особенности

  • АИС «Налог 2 Москва» спроектирована как единая распределенная информационная система , охватывающая Управление ФНС по г. Москве, территориальные и межрайонные инспекции. АИС «Налог 2 Москва» местного уровня, АИС «Налог 2 Москва» регионального уровня, а также программные комплексы для Центра Обработки Данных и Единого Центра Регистрации.
  • Централизованное ведение нормативно-справочной информации , шаблонов документов и другой настроечной информации на региональном уровне. На местном уровне оставлен минимальный набор специфических для инспекции настроек.
  • Активность системы - пользователю нет необходимости постоянно держать в памяти массу информации о налогоплательщиках и сроках налоговых мероприятий - система сама "подскажет" пользователю, что он работает с налогоплательщиком - участником схемы уклонения от налогообложения, выдаст рекомендации по проведению необходимого мероприятия по ликвидации недоимки, предупредит о приближении срока выставления требования об уплате налога, формирования решения о взыскании денежных средств и других возможных действиях.
  • Дружественный интерфейс. Один из основных принципов, заложенных в АИС «Налог 2 Москва» - простота работы для конечного пользователя и интуитивное понимание им пользовательского интерфейса. Для этого функции системы реализованы в виде режимов или сценариев, которые определяют типовую последовательность действий пользователя. Электронные формы документов и налоговых деклараций максимально повторяют утвержденные бумажные формы.
  • Все составные части АИС «Налог 2 Москва» выполнены в единой архитектуре , взаимосвязаны на уровне информационной модели и на уровне программных интерфейсов, подчинены единым правилам администрирования и технической поддержки.
  • Производительность и надежность обеспечиваются применением трехзвенной архитектуры приложения, обеспечивающей возможность одновременной работы большого числа пользователей и позволяющей масштабировать систему путем подключения дополнительных серверов приложений при увеличении нагрузки и выбором в качестве системы управления базами данных СУБД Oracle.

Функции местного уровня

АИС «Налог 2 Москва» автоматизирует все основные функции налогового администрирования: от регистрации и учета налогоплательщиков до выездных проверок и формирования статистической отчетности, как для юридических, так и для физических лиц.

Функции регионального уровня

Уникальный блок контрольно-аналитических функций, реализованный на региональном уровне (Досье налогоплательщика, Досье УФНС, Анализ данных по мобилизации доходов бюджета, Мониторинг основных бизнес-процессов) позволяет в режиме реального времени получать текущую информацию в целом по Управлению, в разрезе инспекций или по конкретному налогоплательщику. Эти возможности обеспечиваются подсистемами местного уровня, в которых специально заложены функции по оперативному представлению необходимой информации на региональный уровень.

Служба сопровождения

  • Для эффективного сопровождения и поддержки организована специализированная служба, разработан и активно эксплуатируется сайт поддержки, с помощью которого происходит взаимодействие между пользователями, методологами и разработчиками системы, контролируются полнота и своевременность ответов на вопросы пользователей и обработки предложений по развитию системы. Информация о происходящих в системе нештатных ситуациях попадает на сайт автоматически.
  • Автоматизированные средства контроля за развертыванием АИС «Налог 2 Москва» обеспечивают полную идентичность системы во всех инспекциях местного уровня, что значительно упрощает IT-администрирование системы и позволяет перейти на сопровождение системы централизованной IT-службой с регионального уровня.
  • Несмотря на то, что в качестве системы управления базами данных используется СУБД Oracle, сотрудникам IT-служб, выполняющим функции администрирования и сопровождения АИС «Налог 2 Москва», не требуется глубоких знаний самой СУБД, поскольку все действия по обслуживанию системы четко регламентированы соответствующими инструкциями, которые обновляются с каждой новой версией программного продукта.

Современные технологии

Открытая архитектура и использование в разработке самых современных технологий позволяют достаточно быстро реализовывать такие интересные и перспективные решения, как информационное взаимодействие с налогоплательщиками по каналам связи в режиме реального доступа (on-line), включая доступ к данным лицевых счетов и сдачу отчетности через Интернет. Используя заложенные в АИС «Налог 2 Москва» принципы единого информационного пространства и механизмы удаленного доступа к данным, в короткие сроки были реализованы решения по отслеживанию участников "схем" уклонения от налогообложения и по автоматизации действующей в УФНС по г. Москве Комиссии по возмещению НДС.

О разработчиках

В разработке и развитии системы принимали участие коллективы специалистов ГНИВЦ ФНС России, «Ти Ай Системс», ОВИОНТ ИНФОРМ и АММ-ТаксПро, имеющих большой опыт работ по проектам с федеральными и региональными государственными ведомствами. Работа коллективов организована в соответствии с требованиями ГОСТ ИСО 9001-2001, что подтверждено Сертификатом соответствия.

(10 оценок, среднее: 4,90 из 5)


Программа АИС Налог-3 постоянно изменяется, и в нее добавляют новые функции. Совсем скоро налоговая служба нормализует свою работу и будет намного проще проводить проверки, а также и обосновывать причины проверок. Такая система скоро станет единой базой по всем налогоплательщика страны. Также в такую базу будут включены не только налоги, но и данные с банковских организаций и правоохранительных органов.

К таким изменениям начали подготавливаться уже много лет назад. Этому свидетельствует письмо ФНС от 20.10.2016 No ЗН-18-1/1103@. Планируется в 2019-ом году запустить всю систему в действие без единых технических ошибок. Все моменты бизнеса теперь будут отражаться у налоговых инспекторов. Если фирма или гражданин недобросовестно относится к своей деятельности, то программное обеспечение автоматически оповестит об этом налоговый орган.

На данный момент система запущена в тестовом режиме, тем не менее работоспособность ее очень серьезная. В режиме онлайн инспектора могут узнать всю информацию по компаниям и ИП, даже если они зарегистрированы в другом регионе.

Налоговый орган теперь может отслеживать информацию:
О каждом директоре фирмы.
О всех учредителях организации.
О подразделениях компании, которые обособленны.
О физических лицах, которые имеют отношение к налогам.
Все документации о регистрациях.
Наличие банковских счетов.
Остаток денежных средств на счетах в банковских организациях.
Об операциях, которые были произведены со счетами в банках.
Об отчетах бухгалтерии.
О налоговых отчетах.
Книги покупок и продаж не только компании, но и всех ее поставщиков и контрагентов.
О начисление налоговых выплат.
О вычетах по налогам.
Наличие рискованных ситуаций, которые уже подтверждены налоговой службой.

Сбои в системе бывают редко. Поэтому вероятнее всего ошибок в ней не будет. К примеру, может быть такое, что программа запутается в множествах ИНН либо выдаст неверный список объектов по налогу у физических лиц. Бывало уже такое, что система отреагировала на компанию, которая якобы имела риски из-за допроса директора, он отказался связываться с одной из фирм. Но при этом выяснилось, что налоговая инспекция просто допросила тезку руководителя.

Дело в том, что директора, либо его отказ связаться с фирмой может стать самым первым риском по получению налоговых требований и претензий. Методы присваивания рисков с помощью программы налоговый орган рассказывать отказывается. Потому, что ФНС не хочет сталкиваться в будущем с новыми схемами бизнесменов по обману такой программы.

Известно одно, что программа АСК НДС-2 отображает все риски с помощью индикатора. Таким образом инспектора могут отслеживать, если компания загорается красным цветом, значит стоит углубиться в проверку документаций. Если же зеленым, то скорее всего фирма не имеет никаких рисков. Так прописывается в письме ФНС от 03.06.2016 No ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР».