Человеческий мозг – мощнее и быстрее, чем все процессоры мира вместе взятые. «Искусственный интеллект: кто умнее, человек или компьютер? От шахмат до киберспорта

Сторонники искусственного интеллекта восхищаются суперкомпьютерами, которые «умнее» человека. Например, в 1997 году компьютер Deep Blue победил в шахматы чемпиона мира Гарри Каспарова. Однако не стоит делать поспешных выводов. Человек учится гораздо быстрее компьютера. Даже шестилетний ребенок после недолгого обучения получает лучшее знание и понимание игры в шахматы, чем самый продвинутый суперкомпьютер. Что позволяет человеку быть таким эффективным? Давайте взглянем на принципы, лежащие в основе мозговой деятельности.

  1. Отсутствие единого управляющего органа. В гигантской сложнейшей сети нейронов нет центрального пункта управления, где принимались бы все решения. Причём способ работы сети носит не столько логический, сколько ассоциативный характер.
  1. Пластичность. Нервные клетки остаются неизменными на протяжении всей жизни, однако соединения между ними постоянно изменяются, а сами сети перестраиваются. Чтобы сохранить новую информацию или навык, нам не нужны новые нейроны — достаточно создать новые соединения.
  1. Надежность. Человек может потерять множество клеток (в результате травмы или с возрастом), но это не нанесёт ущерб системе в целом. Дело в том, что мозг непрерывно программирует и перепрограммирует себя, создает новые связи и перестраивает старые.
  1. Одна задача за раз. Мы можем качественно обдумывать только одну мысль в каждый момент времени. Когда мыслей много, они «бродят» в голове, смешиваются; такое «мышление» не поможет эффективно решить ни одну проблему.
  1. Мозг либо получает информацию, либо обрабатывает её. Человек либо получает информацию от органов чувств и мгновенно отвечает с помощью рефлексов, либо обрабатывает данные и укладывает их в долговременную память. Другими словами, рефлекторный и архивирующий мозг конкурируют за объём оперативной памяти, они не могут одновременно включаться каждый на полную мощность.
  1. Мозг способность думать, даже о вещах, которых не существует (например, о прошлом и о будущем). Он медлителен, нуждается в сосредоточенности, обрабатывает информацию последовательно, обдумывая одну мысль за раз, легко устает. Он ленивый - если не приложить сознательных усилий, он не включится, оставив принятие решений за рефлекторным мозгом (который часто ошибается).

А вот что ответил Гарри Каспаров на свой проигрыш компьютеру:

«Приверженцы искусственного интеллекта надеялись увидеть компьютер, который думает и играет в шахматы, как человек, с человеческим творчеством и интуицией. Однако они увидели лишь машину, способную просчитывать 200 млн возможных ходов в секунду и выигрывать только благодаря «грубой силе», то есть способности перемалывать огромные объемы численных данных ».

Великасова Марина

человек или компьютер?»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 100»

Выступление на научно-практической конференции

«Мир здоровья»

«Искусственный интеллект: кто умнее,

человек или компьютер?»

Подготовила выступление

Ученица 11 класса Б

Великасова Марина

Руководитель:

Учитель информатики

Папшева В.В.

г. Новокузнецк – 2005г.

В этом году школьному предмету информатике исполнилось 20 лет. Введение в школьную программу такой дисциплины, как информатика, существенно изменило соотношение других учебных дисциплин в школе. Изменилось мышление, представление детей о мире техники и, в частности, о «компьютерном мире».

Целью моего исследования являлось выяснение отношения учащихся к проблеме «Человек и ЭВМ».

Исследование заключалось в проведение устного и письменного опроса учащихся разного возраста с последующим анализом и сравнением полученных данных. Участвовали в исследовании школьники в возрасте от 11 до 14 лет. Всего было опрошено 135 человек со следующим распределением по возрастам: 11 лет – 19 человек, 12 лет – 54 человека, 13 лет- 48 человек, 14 лет – 14 человек.

Ответы на группу вопросов «Человек и ЭВМ», на мой взгляд, интересные и показательные. Чтобы заинтересовать школьников темой обсуждения, некоторые вопросы были представлены в форме рассказов с проблемными ситуациями.

Итак, главный вопрос – «Искусственный интеллект: кто умнее, человек или компьютер?»

В привычных понятиях «мышление» и «интеллект» таится много загадочного и неизвестного. Попытки точно сформулировать эти понятия обычно ставят нас в тупик. Даже профессионалы, занимающиеся изучением мозга и моделированием процессов мышления, затрудняются четко определить, что такое интеллект.

В качестве примера можно привести вариант определения, предложенного американским специалистом в области искусственного интеллекта М. Минским: «Никто не возьмет на себя смелость объяснить другим людям значение слова, которое они и без того хорошо понимают. Так что будем его употреблять в том смысле, в котором оно обычно употребляется: интеллект – это способность решать трудные задачи, скажем такого типа, как построить ракету или систему дальней связи. Важной особенностью того, что мы называем интеллектом, является способность решать в широком масштабе новые, нетрадиционные задачи…».

Приведенное определение далеко не бесспорно. Мыслящий человек может с ним не согласиться и предложить свое определение. Но это не так просто сделать. Трудность (и одновременно парадокс) заключается в том, что мы всю жизнь используем свой интеллект, почти ничего не зная о нем.

Человек обладает той или иной степенью интеллекта. Человек накапливает знания, не меняя способ мышления и не забывая уже известных фактов (по крайней мере, большей ее части). В основе человеческой деятельности лежит мышление. Пример:

Звенит звонок на урок, и вы направляетесь в класс. Это - автоматическая реакция, т.е. решение задачи, которую ставит перед мозгом внешний сигнал – звонок.

Пример:

Звучит вопрос учителя, и вы поднимаете руку, если хотите, чтобы вас спросили или, например, опускаете голову, если не хотите этого. Результат, к которому вы стремитесь, - это цель, на достижение которой направлены мыслительные процессы, протекающие в человеческом мозге.

«Носителем» интеллекта является наш мозг. Интеллект человека реализуется с помощью процессов, происходящих в определенных его частях.

Человеческий мозг – это огромное хранилище знаний. Человек постоянно приобретает новые знания и применяет их к возникающим ситуациям.

Известна метафора: мозг – это компьютер. Она основывается на том, что электронные компоненты компьютера, перерабатывая информацию, «распознают» (дешифрируют) различные сигналы, отфильтровывают ненужные и обрабатывают те из них, на работу с которыми они запрограммированы. Клетки мозга проявляют эклектическую активность, а их совокупности представляют собой функциональные подсистемы. Поэтому их можно рассматривать как живые транзисторы, образующие большие интегральные схемы (БИС), предназначенные для выполнения интеллектуальных функций.

На стыке двух наук – информатики и нейробиологии – зародилось новое научное направление, получившее название «искусственный интеллект». Оно нацелено на создание методов и средств решения интеллектуальных задач с помощью компьютеров.

Другими словами, искусственный интеллект (ИИ) – это система, моделирующая на компьютере мышление человека.

Человек создал себе конкурента, т.е. объект с искусственным интеллектом «по образу и подобию своему». Такие «думающие машины» способны не только распознавать речь, но и зрительные образы, также они могут решать с быстродействием трудоемкие задачи, и их деятельность может быть направлена на решение других поставленных для них целей.

Механизм формирования высших функций мозга, таких как сознание, творчество, мышление в целом, представляют собой одну из фундаментальных тайн природы, которая давно привлекает внимание специалистов различных областей знания. В настоящее время широко распространено представление о том, что наш мозг функционирует подобно большой ЭВМ. Несмотря на то, что такое представление аргументировано, оно встречает обоснованные возражения, связанные с существованием некоторых важных свойств человеческого мышления, которые не находят удовлетворительного объяснения в рамках модели мозга как вычислительной системы. К ним относятся интуиция, подсознательные побуждения, управляющие поведением, эмоциональные оценки сложных явлений (такие как чувство гармонии и красоты) и другие еще более таинственные свойства мозга, которые, возможно, простираются вплоть до гипноза.

Так рассуждают ученые. А вот что думают по этому вопросу наши школьники.

Опрос обучающихся 5-6-х классов показал, что 80% обучающихся считают, что умнее человек, а вот на вопрос «Кто сильнее, человек или компьютер?» мнения разделились: 50% обучающихся считают, что сильнее человек, а 50% - компьютер.

Вот какие доводы приводят ребята этой параллели классов.

Вопрос - «Кто умнее, человек или компьютер?»

«Многие люди считают, что если что-нибудь нужно узнать, надо обращаться к компьютеру. Но есть и книги, и прекрасные выводы ученых. Я считаю, что человек все-таки умнее компьютера». (Дунаев Иаков, 5-а класс).

« Я хочу сказать ученым, что компьютер умнее человека. Когда человек не знает чего-либо, он обращается к компьютеру». (Воловникова Кристина, 5-а класс).

«Умнее человек. Он сам думает, размышляет, говорит и пишет свою мысль. А компьютер выдает чью-то информацию». (Калыков Алтын, 5-а класс).

Вопрос - «Кто сильнее, человек или компьютер?»

«Я думаю, что сильнее человек. Он живет и радуется жизни, и тем он набирает силы, а компьютер стоит на столе и стоит». (Мельникова Дарья, 5-а класс).

« Компьютер сильнее человека, он может работать сутками. Человек не может работать без сна и отдыха». (Калыков Алтын, 5-а класс).

«Человек сильнее компьютера, потому что он может продать компьютер, выкинуть его. Человек умеет драться, а компьютер может драться только в игре. Я хочу сказать ученым, что компьютер в будущем будет еще умнее, а человек еще сильнее». (Воловникова Кристина, 5-а класс).

«Человек, несомненно, сильнее компьютера. Еще я считаю, что он мог бы прекрасно жить и без компьютера». (Дунаев Иаков, 5-а класс).

«Главное, что надо запомнить, что компьютер без человека – мертвое железо! Сила и ум компьютера полностью зависят от сигналов, которые в компьютер заложил человек». (Маркин Антон, 5-а класс).

« Я думаю, что человек сильнее, чем компьютер. Человек питается пищей, компьютер – электричеством, люди рождаются, а компьютеры – производятся. Человек управляет компьютером, не компьютер человеком. Человек дает силу компьютеру. Я хочу, чтобы производители подумали о том, что компьютеры могут в будущем занять место человека». (Неустроев Стас, 5-а класс).

«Я считаю, что компьютер умнее человека. Просто человек, который создал компьютер, не предусмотрел все возможности компьютера. Когда человек создал компьютер, он был умен, но в дальнейшем компьютер развивался и становился умнее человека». (Лобанова Татьяна, 5-а класс).

«Я думаю, что человек и компьютер равны по силе. А умнее все-таки человек!» (Малыгина Юлия, 6-а класс).

А вот рассуждения, которые привел по этим вопросам Котельников Сергей, 5-а класс.

« Кто умнее, человек или компьютер? На первый взгляд может показаться, что компьютер, несомненно, умнее человека, так он в своей памяти содержит гораздо больше информации, чем мы. Он во много раз быстрее производит всевозможные вычисления. Ему в какой- то степени даже легче «жить», так как из его памяти в любое время можно удалить то, что не нужно, а вот из памяти человека, к сожалению, это сделать совершенно невозможно, и порой люди мучаются всю жизнь терзающими их воспоминаниями. И все же, кто умнее? Однозначно – человек! Ведь это именно он, опираясь на свои познания во многих областях и свой опыт, создал себе в помощь такую умную машину.

Кто сильнее, человек или компьютер?

Мне кажется, что совсем невозможно сравнение по этому параметру. Физическую силу соотнести нельзя в данном случае. Сильны здоровьем? Если брать обобщенный опыт человечества, то, конечно, человек сильнее, так как именно он изобрел компьютер. Правда, если за клавиатурой сидит не специалист, то, естественно, что машина в этом случае умнее человека. У человека есть душа, и он в ней силен, он способен преодолеть и познать многое (даже без помощи компьютера, а вот компьютер без человека обойтись не может)».

Опрос обучающихся 8-х классов по этим же вопроса позволил сделать вывод, что ребята этой параллели считают, что компьютер и человек равны по силе, а по уму человек уступает компьютеру.

«Человек использует всего 10% возможностей своего мозга, и все-таки человек умнее машины».

«Компьютер умнее человека. У него больше памяти. Компьютер подсказывает, где ошибки и где нужно поставить запятые».

«Если в драке без правил и с оружием, то победит человек, а если по подниманию тяжестей, то – робот».

В процессе исследования учащиеся сами придумывали и задавали разные вопросы мне и друг другу. Оказалось, что вопросы, связанные с взаимодействием человека и ЭВМ (в частности, с компьютером) их волнуют и им интересны.

Может ли компьютер действовать без участия человека?

Сможет ли компьютер, обученный правилам игры в шахматы, одержать победу над шахматистом-человеком?

Кто, люди или компьютеры, наиболее эффективно выполнят задачи исследования?

В каких, на ваш взгляд, видах спорта победу одержат люди, а в каких роботы?

Если робот принял человеческий облик, по каким качествам можно отличить от него человека?

Ответы на последний вопрос показались мне интересными. Я приведу несколько ответов на них.

– Как отличить человека от робота?

Отличить человека от робота можно по следующим признакам:

По привычкам (у человека они есть, у роботов – нет);

По реакции животных (собака может определить, кто перед ней, робот или человек);

По отношению к природе (робот не может любоваться красотой природы), к животным

У роботов нет крови;

По цензурной речи робота

Робот никогда не сможет продолжить свой род, у него нет родителей;

Робот не умеет расслабляться;

Человек чувствует обиду, боль;

По реакции на магниты;

Робот не дышит;

У робота нет чувства юмора;

У робота нет сердца, он не умеет любить;

У робота нет характера;

У робота лучше зрение и он не моргает;

По глазам, у человека – грустные, влюбленные, радостные глаза, а у робота - мертвый взгляд;

Роботам не снятся сны;

По внешнему виду;

Робот не устает;

У робота нет слез;

Робот не умеет обманывать, пока его этому не научат;

«У человека быстро передвигаются ноги, а у робота они – заедают».

« Робот не понимает вкус жизни, ему безразлична она. Он не знает страха перед смертью. Он «не держится» за жизнь»

«Человек появился от бога, а робот от человека».

«Робот не полноценен, а его внешность обманчива».

«Я очень хочу увидеть настоящего робота!»

«Если бы я встретила робота, испугалась бы и подумала: «До чего дошла технология!»

«Без стремления человека улучшить жизнь, изобрести новое – не было бы никаких роботов. В дальнейшем человек изобретет и научится делать роботов, похожих обликом на человека. Но, несмотря на все выдающиеся способности роботов, они никогда не будут похожи на людей, ведь только у человека есть такие чувства как жалость, самопожертвование, только люди обладают такой гаммой эмоций, как гнев и радость, смех и слезы, любовь и ненависть». (Бушнина Дарья, 7-а класс).

«Если бы робот в обличии человека пришел бы к нам в класс, я узнал бы его сразу, а может и нет!».

«Если сзади торчит проводок, то нужно спросить: «Что это?» Если ответит: «Это моя система», значит это – робот».

«Робот может прожить без воздуха».

«Роботу никогда не стать лучше человека. Ведь мир принадлежит людям, а не роботам!»

«Робот не способен любить. Ведь любовь – это чувство, присущее только людям. Любить может только человек, у которого есть сердце».

«Разве робот сможет написать трагедию «Ромео и Джульетта», сочинить симфонию?»

Сочинение Языковой Татьяны, ученицы 7-а класса

«Конечно, робот может принять облик человека. Но он много не будет знать, понимать. Например, почему идет дождь, снег.

Однажды произошла такая история. Робот гулял в парке, где играли дети. Светило солнце. И внезапно пошел дождь. Люди достали зонты, а робот растерялся и стал кричать. Он очень испугался и встал под крышу дома. Там сидел мальчик и радовался дождю. Робот спросил мальчика: «Почему ты так радуешься дождю?» Андрей ответил: «Это так красиво и приятно. Светит солнце и идет небольшой дождик!» «Просто, я робот и не понимаю всего этого», - ответил робот. Но мальчик не испугался, не бросил робота, не убежал к папе с мамой. Он удивился этой встрече. Андрей познакомился с роботом. Это осталось их тайной. С тех пор робот нашел своего хорошего друга и не боится дождя».

Полученные данные заставляют задуматься о том, что большинство учащихся 7-8-х классов признают превосходство компьютера над человеком. А вот 5-6-классники считают, что человек главнее и значительнее компьютера. Может быть, стоит на уроках информатики больше проводить бесед на такие темы, как вышеизложенные вопросы. И тогда ученики придут к выводу, как в том мультфильме: «Компьютеры и люди, давайте жить дружно!», и «компьютер может стать дружественным и могучим помощником ребенку в развитии его интеллекта» (А.П. Ершов).

Литература.

  1. Волков А. «Ну что, брат человек, теперь я твой преемник!» / Знание-сила. -2001. № 10. –с. 10-17.
  2. Вершинин О.Е. За страницами учебника информатики: Книга для учащихся 10-11 классов средней школы.- М: Просвещение, 1992.
  3. Петров В. Вести себя по человечески / Техника молодежи. – 2002.– 4. с.4-5.
  4. Тимофеев А.В. Информатика и компьютерный интеллект. – М: Педагогика, 1998.
  5. Сергин В. «Мозг, как вычислительная система» / «Информатика и образование» – 1997 № 6 – с. 99-104.
  6. Земля у нас одна / Техника – молодежи. –2003. –№7. с. 5-6.
  7. Петров В. Вести себя по человечески / Техника – молодежи. – 2002.– 4. с.4-5.
  8. Роботы, которые умеют плакать / ГНО. – 2003. – № 6. - с.18.

11 мая 1997 компьютер Deep Blue победил чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова с общим счетом 3,5 на 2,5 очка. Две партии выиграл компьютер, один раз человек, а три партии было сыграно вничью. Это событие вызвало настоящий фурор. Сегодня специализированные компьютеры и программы тоже соревнуются с людьми в различных играх. И обычно побеждают. Мы расскажем, почему так происходит, а также расскажем о самых известных противостояниях человека и искусственного интеллекта.

От шахмат до киберспорта

Компьютер Deep Blue компании IBM, обыгравший Каспарова, не был обычным суперкомпьютером. Его проектировали специально для решения шахматных задач. Он имел 480 специализированных шахматных процессоров и 30 многозадачных.

Каждый шахматный процессор работал на мизерной по современным меркам частоте – 24 МГц. Но при этом обрабатывал в секунду от 2 до 2,5 млн шахматных позиций, а в целом компьютер мог просчитывать до 200 млн позиций в секунду.

Однако даже такая мощность не позволила машине выиграть все партии, из которых складывался поединок. К тому же первый поединок с Deep Blue выиграл именно Каспаров, а от третьего отказалась IBM. Это позволило гроссмейстеру и журналистам обвинить компьютерщиков в не совсем честной игре. Мол, между партиями второго матча они внесли коррективы в шахматную программу, которая позволила Deep Blue подстроиться под стиль Каспарова и избежать его ловушек.

В 2007 году специализированная программа Chinook обсчитала все возможные комбинации шашек – это, на минуточку, 5 миллиардов миллиардов (именно так, «миллиардов миллиардов») позиций. То есть лучший игрок мира мог максимум свести игру вничью.

В мае 2017 года произошло еще одно знаменательное событие – искусственный интеллект победил Ке Дзе, чемпиона мира по стратегической игре го . Участники этой игры кладут на игровое поле черные и белые «камни», чтобы оградить своим цветом большую территорию, чем соперник.

Го гораздо более вариативная, чем шахматы. В ней значительно большее количество возможных ходов, а игровое поле может иметь различные размеры (по договоренности игроков). Новички, например, могут играть на поле 7 на 7, а профи – 19 на 19.

Победила чемпиона мира программа AlphaGo , которую разработали в компании DeepMind. Она базировалась на искусственной нейронной сети и использовала два учебных алгоритма. Сначала AlphaGo изучала игру, анализируя сыгранные людьми партии. Когда основы го стали понятны программе, она начала играть сама с собой. Такое обучение продолжалось три года, что в итоге позволило программе стать лучшим игроком в мире.

Есть много других примеров. В 2008 году покерный бот Polaris, разработанный командой из Университета Альберты, победил чемпиона мира по техасскому холдему (самая популярная разновидность покера) и еще одного профессионального игрока в игре один на один.

А специалисты из Университета Карнеги-Меллон разработали программу Libratus, которая в начале 2017 победила в игре один на один четырех профессионалов. Бот Libratus тоже использует в работе нейронные сети и учился покеру, играя сам с собой, и в конце концов научился даже блефовать так, что профессионалы обычно не разгадывали его намерений.

В начале августа 2017 бот OpenAI победил лучших киберспортсменов по дисциплине Dota 2. Этот случай стал первым, когда искусственный интеллект победил профессиональных киберспортсменов в их дисциплинах вообще.

Кто сильнее – человек или компьютер?

Можно ли сказать, что искусственный интеллект превзошел человека в большинстве популярных игр? Вероятно, нет. В каждом из описанных случаев с человеком играл специально разработанный для этого инструмент и, как правило, были особые условия. Так, разработчики AlphaGo говорят, что при изменении размеров поля программа сразу пасует, потому что училась играть только на размере 19 на 19, тогда как человек будет спокойно играть на любом поле, хоть 40 на 40.

Покерные боты, которые выносят чемпионов в игре один на один, провалятся в игре с девятью пьяными любителями в пиццерии. А бот, победивший в Dota 2, играл один на один (обычно играют пять на пять) и, скорее всего, имел доступ к информации, которой не было у человека (то есть, просто читерил). В то же время любой серьезный игрок в, например, StarCraft 2 без проблем побеждает лучших ботов для этой игры.

То есть искусственный интеллект, использующий технологии машинного обучения и нейронные сети, действительно может победить человека, но при соблюдении четких правил и условий и после долгой подготовки. Что же касается обычных программ на гаджетах или в интернете, ни одна из них не способна победить профессионального игрока в те же шахматы или го.

Также есть много областей, где искусственный интеллект пока совсем пасует, – это задачи без фиксированных правил или с контекстной зависимостью. Это, например, разгадывание ребусов и других головоломок. Хотя, например, в области кроссвордов прогресс – программа Dr.Fill, участвующая в американском чемпионате по кроссвордам, заняла в 2017 году 11 место, тогда как в 2013 было 92 место, а в 2015 – 55-е.

Конечно, если крупные IT-компании захотят создать искусственный интеллект, который победит человека в той или иной игре, они его создадут. Вопрос лишь в том, сколько ресурсов на это нужно. Вряд ли тот же Google захочет потратить $ 10 млрд на создание бота, который победит чемпиона по StarCraft 2 или займет первое место в решении кроссвордов.

Команды, которые создают искусственный интеллект для игр, обычно тестируют на них алгоритмы. Эти алгоритмы понадобятся для решения более серьезных задач. Например, покерный бот играет в игру с ограниченной информацией. Такие навыки могут в конечном итоге помочь торговать на бирже. А команда DeepMind, которая создала AlphaGo, отправила программу на покой, а сама занимается разработкой алгоритмов для поиска новых материалов и разработки лекарств. И опыт по AlphaGo помогает им в работе.

Поэтому можно спать спокойно – если вы действительно во что-то хорошо играете, смартфон вас не обыграет. Пока что.

Извечный вопрос — когда компьютер достигнет возможностей человеческого мозга? Некоторые ученые уже сейчас говорят, что в ближайшее время сообразительность машин достигнет уровня человека.

Но это с какой стороны посмотреть. Оказывается, наш мозг, по своим возможностям настолько мощный вычислительный центр, что всем компьютерным системам не сравниться с ним еще весьма долго.

Говоря об интеллекте человека, сравнивая скорости принятия решения, наш мозг машины догонят очень скоро. Но только в этом. Всем известно, что мыслительный и запоминательный процесс занимает лишь малую долю в нашем мозге. А вот объем хранящейся в нем информации, скорость передачи, другие возможности, несравнимы пока ни с какой машиной. Мы еще долго будем намного более серьезным вычислительным центром, чем любые . И вот цифры.

Мозг или компьютер — что мощнее?

Мартином Хилбертом и Присцилой Лопес в течение нескольких лет проводились исследования в области информации. Они подсчитали, что развитие идет весьма стремительно. К суперкомпьютерам, ПК, ноутбукам, за последние годы добавились мобильники, андроиды, Айфоны. Они несут, производят и передают огромные объемы информации. Но ученые решили подсчитать, сколько человечество на сегодняшний день имеет информации, какова скорость и объем ее передачи и т.д. Результат ошеломил, а вот выводы поставили ученых просто в тупик. Особенно тех, кто говорил о том, что создание компьютера, который был бы сравним с человеческим мозгом, в ближайшие десятилетия и века, будет возможен. Нужен не просто скачек в технологиях. В 2007 году производительность всех компьютеров мира составила 6.4 x 10^18 действий в секунду. Если бы человек сидел и производил подсчеты на калькуляторе, то это заняло бы 2200 раз больше времени, чем прошло с …. момента Большого взрыва. В общем, со времен начала времен.

Вся накопленная человечеством информация, записанная от манускриптов, до дисков блюрей, хранящаяся на всех серверах и винчестерах, приблизительно равна 400 экзабайт информации. Сохранить человечество может сразу, используя всю свою мощь за секунду 295 триллионов мегабайт. Казалось бы, чудовищное число, если всю информацию скинуть на диски, то столбик бы был до орбиты Луны. А это, как ни как 400 000 километров. За каждую секунду мы способны передавать 2 квадрильона мегабайт.

Действтельно ли мозг быстрее обрабатывает информацию?

Но вот дальнейшие выводы показали, что, увы, мы еще рано заявили о том, что способны создать аналог человеческого мозга. Мозг человека, каждый импульс нейронов которого равен одному биту информации, по скорости превосходит на четверть. Это еще не все. Вся информация, которую способно сохранить человечество, меньше занимает место, чем информация, которая содержится в человека. Все процессоры мира, одновременно объединенные, от мобильника до суперкомпьютера, способны произвести 6,4 триллиона миллионов операций в секунду. Но мозг человека способен совершать большее количество операций в секунду.

Увы, это меньшее, на что способен наш мозг. По скорости, объему, и другим основным показателям, биологическое тело человека и его мозг содержит больше информации, гораздо быстрее ее обрабатывает и передает. В общем, электронике еще очень далеко до такого суперкомпьютера, как человек. А те сравнения, которые приближают способность ПК к умственным способностям человека, имеется в виду лишь наше сознание, которое занимает микроскопическую часть, в работе всего мозга.

Человек создал себе компьютер, который занимается вычислениями и работает с информацией. Как он это делает не секрет. В разное время он строился по разным технологиям, но его работа предсказуема и объяснима на языке двоичной математической логики. Никакой тайны. Только с развитием науки и техники внешний вид и возможности прибора менялись.

Компьютер стал людям товарищем по работе, даже другом, от которого не ждёшь подвоха и коварства, предательства, потому что он лишён зависти. Он уравновешен, спокоен, не обидчив, у него нет эмоций. Наделённый связью с внешним миром, он может выполнять целый ряд функций бесстрастного секретаря. В наше время компьютеры создаются для многих целей. Про них можно сказать, что каждый из них специалист узкого профиля, на них возложена масса наших забот. И то ли ещё будет. К сожалению, они тоже подвержены болезням и смертны. Физические травмы, удар током, износ, вирусы.
У всех современных компьютеров есть существенный недостаток. Они лишины творческой инициативы, не принимают самостоятельных решений, не изобретают неожидано нового, не могут делать открытия. С ними можно советоваться, но нельзя дождаться оригинального решения. Они прекрасные исполнители рутинной работы. И спасибо их создателям за это. Низкий поклон.
У меня был любимый компьютер – пылесос. Он без устали катался по всей квартире, чистил полы и ковры. О своей подзарядке заботился сам. Для этого он сам подкатывал к электрической розетке, подключался и, насытившись, отправлялся работать дальше. Он редко беспокоил меня, и только в том случае, когда надо заменить мусорный мешочек. Мне с ним было комфортно.

С появлением компьютеров наша жизнь настолько качественно изменилась, что мы даже забыли все бесконечные мелочные трудности и недоразумения. Будто всю жизнь так и было. Из-за него любимого опустели кинотеатры, мы забыли, что такое очереди в билетных кассах. При желании можно не таскаться по магазинам в поисках одежды. Сидишь за компьютером и через интернет выбираешь нужную вещь. Заказываешь и получаешь. Но есть и побочные эффекты. Например, наши дети не знают, что такое дворовое братство. Теперь нет шумных игр во дворах. Зато не так часто нечаяно бьются стёкла в окнах. Родителям не приходится краснеть за детей. Как всегда что-то теряем, что-то находим.
У современного компьютера небольшой по объёму мозг – процессор. Габариты прибора в целом определяют сервисные детали и устройства. Процессор можно поместить на кольце, сделав перстень, и носить его на пальце, но он нуждается в обслуживании, доставке и выводе информации, соблюдении температурного режима, обеспечении безопасности и питании, а это дополнительный объём и вес, на пальчике не разместишь.

И у человека небольшой по объёму мозг, а остальное сервиз. Как бы гордо ни звучало слово «человек», по своей сути, люди биологические многофункциональные компьютеры. Мозг – процессор. Защищён черепной коробкой. По сравнению с ним большое тело предназначено для обслуживания мозга. Задачи у человеческого тела несравнимо серьёзнее, чем у ноутбука. Среди других не менее серьёзных, например, обеспечение безопасности и питания, строгое соблюдение температурного режима, обмен информацией, самовосстановление, самовоспроизведение и саморазвитие.

В священных книгах упоминается, что из глины, был создан живой очаровательный и очень любознательный первый парень на земле по имени Адам. Скорее не создан, а сотворён, по нашим представлениям, настоящим красавцем! Ничего лишнего. Все клеточки тела под контролем мозга, и функции их чётко определены.
Глаза человека - радиолокаторы, способные принимать электромагнитные волны только определённого диапазона. Людям даровано зрение для любования окружающим миром и защиты от него. Время от времени на небе появляется радуга – напоминание о нашем диапазоне видения. Мы не различаем микроорганизмы и не фиксируем микрочастицы, не ощущаем за пределами разрешённого диапазона ничего. Среда, в какой мы существуем представляет собой более или менее густой компот из воздуха, мелких неорганических частиц и биоорганизмов. Всё это оседает, как грязь, но нисколько не мешает нам существовать, радоваться жизни, любоваться окружением. Мы счастливы.
Уши улавливают звуковые волны ограниченного диапазона. Дарованный человеку слух избирательный, самонастраивающийся. Чувствительность слуха зависит от шума общего фона. Всё в первую очередь для обеспечения безопасности организма и во-вторую для удовольствия.
Механические волны, не видимые, но слышимые - это звуки воды, воздуха, колебания струн и некоторых предметов, источники последовательностей звуков - иногда вызывают наслаждение.
У человека огромное число каналов связи с внешним миром не только через глаза и уши, но и через нос, рот, кожу и каждую частицу его тела.

Люди живут в среде пронизанной излучениями разной природы, множеством хаотически движущихся элементарных частиц. Они этого не видят, не ощущают, не реагируют на это. И то, что человек может заметить, не всегда доходит до его сознания. Сенсорная система человека сама автономно разбирается с поступающими сигналами изолированно от сознания, лишь малая часть информации поступает на осознание. При этом человек в любом возрасте очень любопытен, он хочет знать всё и про себя, и про весь мир. Он хочет и тратит много сил и времени на удовлетворение любопытства.
Известно, что каждый при жгучем желании может мгновенно понять и запомнить большой объём информации, но может заблудиться не только в пространстве, но и в мыслях, если отвлечётся. Может смотреть и не видеть Может при желании мгновенно забыть не нужное.
Как мозг работает, досконально пока неизвестно, хотя многое в его строении изучено. И формы клеток, и линии связи, и сигналы, которые передаются от одной клетки к другой, а функции мозга не предсказуемы и необъяснимы. В этом направлении ведутся работы, но вопросов больше, чем получено ответов.
Мы можем пользоваться собой, можем развивать свои физические способности и память. Мы знаем как устроены кости и мышцы, но не знаем как технически устроена память. Не знаем пока. Ну и не надо, зато почти познали, как правильно пользоваться величайшим даром Бога, то-есть собой.

Человек способен оценивать внешнюю ситуацию, вырабатывать свои личные простые или сложные действия - реакцию на неё. Но ещё он наделён способностью вырабатывать внутри себя эмоции, как реакцию на внешние сигналы. Эмоции – это не само действие, это состояние и продукт работы сознания.
Основное отличие человека от вычислительного прибора – постоянно бурлящие в нём эмоции разной силы. Эмоции не оставляют человека даже во время сна. От того, что кто-то не помнит свой сон, ещё не значит, что после каждого сна у него одинаковое настроение. Воздействие на человека не останавливается ни днём, ни ночью. Потому в его сознании постоянно зарождаются эмоции, которые создают новый настрой каждый день.
У меня лично сложилось интересное впечатление. Если на моё врождённое любопытство накладываются какие-то эмоции, то может наступить такой уровень общего возбуждения, когда активизируются все части мозга. Возбуждение, охватывая все существо, доходит до какого-то критического порога и широким фронтом идёт распространение сигнала по нервам. Тогда может родиться новая необычная мысль, оригинальное решение. Такое состояние трудно вызывать преднамеренно. Мы называеи это озарением.
Может быть совмещение любопытства и эмоций от большого числа внешних воздействий вызывают особое состояние, то самое состояние, которое мы называем озарением. Способность длительное время удерживать в себе любопытство, ожидание чуда и есть эмоциональное состояние, которое позволяет изобретать, делать открытия, писать стихи, рассказы, придумывать картины, музыку и так далее? Не это ли и есть способность человека к творчеству? Не появляются образы и предвкушения в полном равнодушии, равновесии, спокойствии. Напротив, идеи фонтанируют при эмоциональном возбуждении и концентрации всех физических сил. Может быть поэтому умственное напряжение вызывает огромную физическую усталость.
Выходит для создания творческого компьютера не годится двухзначная логика, в этом случае необходима многозначная пороговая логика. Нужен новый раздел математики. За этим дело не встанет, не за горами время, когда люди создадут сначала простейшие творческие устройства, а потом реализуется мысль современных сказочников. Давно ведутся работы с троичной логикой и с пороговой логикой, но это первые шаги к созданию творческого интеллекта.
Вспомним, что человека создал Бог, и склоним свои головы перед ним в восхищении и в глубочайшем уважении. Он создал нас - творческие организмы и сохранил за нами свободу выбора.
Когда-то Адам и Ева ослушались своего творца, сорвали и съели яблоко с дерева познания. С тех пор человечество мучает жажда знаний. Шаг за шагом люди движутся по дороге познаний, не взирая на все беды и препятствия. Люди заняты исключительно интересным делом. В этом их отличие от умных компьютеров нашего поколения и может быть от всего животного мира.

Рецензии

Добрый день, Зоя.
Однажды и навсегда, я влюбился в ваш образ молодой (фото; на странице вашей).

Но, не понимаю теперь вас, - за что вы ратуете?
За безэмоциональные устройства, которые "с троичной и пороговой логикой" смогут возбудить у людей какие-то новые и, доселе неизвестные, чувства?
Жизнь вновь должна стать сказкой и, верно, - виртуальной, во всех её проявлениях?
И, все разочарованные в мире этом (за счёт новых технологий), - обретут вновь своё счастье?
---
Нет, нет и нет, - глупость.
Земля наша не создана для счастья человека, а лишь для проверки души человека на "вшивость". Жизнь на Земле наших душ - миг, за которым стоит настоящая долгая и творческая жизнь во Вселенной (если заслужим её, здесь пребывая).

Всё прочее - сказки лишь.

Спасибо, Валерий за отзыв. Мне потребовалось время, чтобы вспомнить почему я написала этот рассказ, потребовалось время для осмысления вашего замечания и для того, чтобы ответить.
Простите меня за задержку с ответом. Я стала очень медлительна.
Выяснилось, что я согласна с вами в том, что новые технологии не дадут людям счастья. Согласна, что наша жизнь - это миг, когда проверяется душа на вшивость.
Признаюсь вам, что ваше творчество мне сразу понравилось, оно оказалось настолько познавательно и убедительно, что похоже на глубокое исследование, и я прониклась огромным уважительным доверием к вам. В какой-то мере вы стали моим учителем.
Если помните, Ландау говорил, что женщины любят учиться. Это наверно про меня.)))

С 1958-59 годов почти до конца своего трудового времени я принимала участие в разработках вычислительных средств, потому неравнодушна к успехам в этой области.
Интересуюсь по мере сил результатами работ программистов и схемотехников.

Мне пришлось на своей шкуре испытать условия жизни крестьян и ремесленников феодального общества и дожить до уровня быта 21 века. Кое-что я понимаю во влиянии на развитие науки и техники, на сознание и быт человека современных возможностей компьютеров.
Использование компьютеров в создании роботов для освобождения людей от рутинной обременительной работы я приветствую. Освобождение времени от тупой работы даёт человеку время для самосовершенствования. НО... люди постоянно сильно отстают в своём развитии от общечеловеческих знаний. Большинство людей, как всегда невежды.
Развитие знаний у человечества движется со скоростью курьерского поезда, а развитие отдельных людей идёт со скоростью пешехода.

Как бы ни совершенствовались искуственные интеллекты, за счёт развития новых алгоритмов и технологий человеческие души, которые по своей природе могли бы развиваться с большей скоростью, отстают, не успевают.

Человек создан искусственно Богом, говорили нам служители всех религий. Учёные уже согласились, что человек искуственно создан, но как и кем? Считаем Богом.

Попытки заменить человека в творческой деятельности, создание искуственного интелекта - я не считаю источником счастья людей.

У меня сложилось такое впечатление, что жизнь на Земле - это и есть жизнь в Раю, который мы сами должны создать. Зло и ад придумали люди. Поскольку на земле наша цивилизация не первая, и все предыдущие либо сами себя уничтожили, либо их уничтожили Боги, у которых кончилось терпение на зарвавшихся идиотов, то вполне может быть, что болезнетворные микробы и вирусы создали безумные люди прошлых цивилизаций также, как сейчас создают бактериологическое оружие современные биологи.
А вот насчёт души я ничего не могу предположить. Не хватает смелости знаний и ума. Честно. Если мы биологические приборы, то может быть с нашей поломкой и душа, как продукт мозга, тоже исчезнет? Скоро я это сама узнаю. Но похоже, что информация не исчезает. Она хранится в пространстве и некоторые люди имеют к ней доступ. Иначе как объяснить озарение, предсказание и так далее.
Вот такие странные мысли посещают мою голову. Они меня пугают и я ухожу от них.

Я больше интересуюсь творчеством людей без зла, зависти и жадности. За это я ратую. Мы слабые создания, грешим и каемся. Хочется стать свободнее от пороков.
С уважением
Зоя

Простите меня, Зоя. Я верно был слишком строг по отношению к вам.
------
Ваше право - не верить ни в Бога, ни в черта; несмотря даже на то, что "учёные уже согласились, что человек искусственно создан")))

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.