Деловая графика в задачах планирования и управления — Гипермаркет знаний. Ема: Наглядное представление данных Выделение диапазона ячеек

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ачинский колледж отраслевых технологий и бизнеса»

Методическая разработка

практического занятия

по дисциплине ОУД.07 Информатика

«Средства графического представления статистических данных в

MS Excel »

по теме « Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов»

для студентов 1 курса

специальности:

40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Ачинск, 2016 год

Рассмотрено на заседании

Цикловой методической комиссии

_____________________________

Протокол №_______

Председатель цикловой комиссии

_______________ /Ф.И.О./

«____»__________ 20__ г.

Утверждаю

Заместитель директора по УМР

Г.В. Часовских

«____»__________20____г.

Протокол № ____________ от «____»__________ 20___ г.

Составитель: Минхаирова А.М. – преподаватель информатики Ачинского колледжа отраслевых технологий и бизнеса

Методическая разработка предназначена для студентов 1 курса специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения.

Пособие составлено по программе курса «Информатика» в соответствии с ФГОС специальности и направлено на освоение общих и профессиональных компетенций.

В работе приведены теоретические сведения, методические указания к ее выполнению, примеры выполнения, а также контрольные вопросы в соответствии с рабочей программой.

ПЛАН УРОКА

Тема раздела: Технология создания и преобразования информационных объектов.

Тема урока: Средства графического представления статистических данных в MS Excel .

Цели урока:

образовательные :

    закрепление теоретических знаний о понятии, компонентах и способах построения диаграмм и графиков;

    изучение построения диаграмм и графиков с помощью графических средств табличного процессора Microsoft Excel 2010.

    приобретение практических навыков работы с формулами, функциями и диаграммами в Microsoft Excel 2010.

развивающие :

    формирование умений оперировать ранее полученными знаниями и применять их на практике;

    развитие умения планировать свою деятельность;

    развитие приемов познавательной деятельности и умений анализировать.

воспитательные :

    воспитание профессионально важных личных качеств, наблюдательности, умения слушать, выявлять закономерности, делать выводы и обобщения.

Формируемые компетенции :

    П 5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах.

Тип занятия : урок закрепления знаний.

Вид занятия : практическое занятие.

Методические приемы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядный (демонстрация компьютерной презентации), практический.

Перечень используемых наглядных пособий, технических средств, методических указаний, дидактических материалов, оборудование кабинета : экран, мультимедийный проектор, персональные компьютеры, комплект учебно-наглядных пособий, презентация по теме занятия, методические указания по выполнению практических работ по теме «Средства графического представления статистических данных в MS Excel ».

Формы работы студентов: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Междисциплинарные связи : математика.

Перечень литературы:

Основная:

Дополнительная:

План урока с указанием примерных временных рамок на выполнение каждого пункта плана:

  1. Ориентировочно-мотивационный этап:

1.2 Вступительное слово преподавателя (3 мин): представление темы и плана занятия, общее описание практической работы, ее особенностей и методов в рамках междисциплинарных связей; актуальность темы занятия и опорных знаний обучающихся, мотивация обучающихся к успешному проведению занятия.

    Операционно-исполнительский этап :

    1. Актуализация, обобщение и систематизация ЗУНов:

      1. Восприятие и вторичное осмысление материала, закрепление знаний по ранее полученному материалу путем выполнения небольшой групповой работы (12 мин)

    2. Усвоение новых знаний:

      1. MS Excel 2010» (5 мин).

        Выполнение заданий согласно методическим рекомендациям (20 мин).

        Формулировка вывода по выполненной работе (2 мин)

    1. Проверка выполненного задания (5 мин)

    Рефлексивно-оценочный этап :

    1. Подведение итогов занятия (3 мин):

3.1.1 Оценка деятельности обучающихся и оценка степени достижения общей цели занятия;

3.1.2 Выставление оценок;

3.1.3Мнение обучающихся о проведенном практическом занятии.

    1. Формулировка домашнего задания (1 мин).

Описание занятия:

1. Ориентировочно-мотивационный этап:

1.1 Организационный момент (1 мин):

Здравствуйте! Прежде чем начнем работать, отметим отсутствующих. (Перекличка по журналу, отмечаются отсутствующие).

1.2 Вступительное слово преподавателя (3 мин):

На прошлом занятии мы уже рассмотрели теоретические аспекты, относящиеся к понятию и функционалу программы MS Excel . Как вы думаете, чем мы на уроке сегодня займемся, и какое влияние это имеет на вашу профессиональную деятельность? Все верно, сегодня мы повторим, что такое деловая графика, основные виды диаграмм, их особенности и научимся создавать и редактировать диаграммы с помощью табличного процессора. Итак, тема занятия: Средства графического представления статистических данных (деловая графика). (Слайд 1) Цель занятия - выработать практические навыки при выполнении подбора и структурирования данных для построения диаграмм в MS Excel. (Слайд 2)

2. Операционно-исполнительский этап:

2.1 Актуализация, обобщение и систематизация ЗУНов:

2.1.1 Восприятие и вторичное осмысление материала, закрепление знаний по ранее полученному материалу путем выполнения небольшой групповой работы(12 мин)

Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшую проверочную работу, для того чтобы вспомнить основные понятия деловой графики в табличном процессоре. Для этого вы поработаете в группах. У каждой группы будет свое индивидуальное задание, на выполнение которого вам дается 5 минут. После выполнения каждая группа должна представить и защитить свою работу.

(Слайд 3-5 – работа группы 1, слайд 6-7 – работа группы 2, слайд 8-10 – работа группы 3)

1 группа: Найти в тексте понятие диаграммы, выписать его в тетрадь. Выделить типы диаграмм. Соотнести изображения диаграмм с их названиями.

Текст. Для наглядного представления числовых данных используются такие средства графики, как диаграммы. Способ условного изображения числовых величин и их соотношений, с использованием геометрических средств и называют диаграммой . Электронная таблица использует 14 стандартных типов диаграмм и 20 нестандартных. Различают гистограммы, линейчатые диаграммы, круговые, точечные и т.д. Типы диаграмм задаются в зависимости от обрабатываемых данных и/или уровня наглядности представления числовых данных. Тип диаграммы можно подобрать уже после создания определенной диаграммы.

    Линейчатая

    Гистограмма

    Круговая диаграмма

    График

    Точечная

2 группа: Найти в тексте ответы на поставленные вопросы (ответы должны быть полными).

Текст. Построение диаграммы осуществляется лишь при наличии числовых данных. После ввода данных, их необходимо выделить и задать функцию построения диаграммы, либо командой Вставка/Диаграмма,

Для построения диаграмм используется мастер диаграмм, в котором прописаны все необходимые шаги, последовательное выполнение которых приводит к нужному результату. Окончательный вариант диаграммы при необходимости можно отредактировать, как в целом весь объект, так и каждый элемент в отдельности.

Вопрос

Ответ

1. При каком условии осуществляется построение диаграммы?

Построение диаграммы осуществляется только при условии наличия числовых данных

2. Какими способами мы можем задать функцию построения диаграммы?

Задать функцию построения диаграммы мы можем либо командой Вставка/Диаграмма, либо с помощью пиктограммы: .

3. Какой редактор используется для построении диаграмм?

Для построения диаграмм используется мастер диаграмм.

4. Что мы можем делать с диаграммой после окончательного её построения?

Окончательный вариант диаграммы при необходимости можно отредактировать, как в целом весь объект, так и каждый элемент в отдельности.

5. Какие элементы диаграммы являются основными?

Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.

3 группа: Найти в тексте определение понятия «легенда» и определить на рисунке, где изображена легенда.

Текст. Основными элементами диаграммы являются: ряд данных; легенда; подписи данных; заголовки (название диаграммы, названия осей); оси координат.

Каждый из элементов, кроме ряда данных, может отсутствовать на диаграмме, что существенно влияет на восприятие полученных данных. Для нас является новым понятие «легенда». Легенда – это подпись, определяющая категорию данных на диаграмме, с использованием различных узоров или цвета.

Выступление групп (по 2 минуты выступление каждой группы) – 8 мин.

Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Молодцы!

    1. Усвоение новых знаний:

      1. Закрепление усвоенных знаний по теме «Средства графического представления статистических данных в MS Excel » (5 мин).

Из теоретического материала, мы помним, что с помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов (Слайд 11): гистограммы – столбчатые (Слайд 12), для сравнения величин, (Слайд 13) круговые диаграммы – для отображения частей целого, (Слайд 14) графики - для отображения изменения величин в зависимости от времени . Их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа. (Слайд 15).

Технология построения диаграмм и графиков одна и та же: необходимо выделить диапазон ячеек данной таблицы, далее перейти в Главное меню, выбрать вкладку Вставка и выбрать нужный тип диаграммы, затем по средствам вкладки формат произвести необходимое форматирование диаграммы: добавить заголовок диаграммы, легенду, можно задавать цвет и вид штриховки, подписи данных и т.д. (Слайд 16-17)

      1. Выполнение заданий согласно методическим рекомендациям (20мин).

Сейчас переходим непосредственно к выполнению практической работы. Пользуясь методическими указаниями по выполнению практических работ, оформляем отчет и делаем выводы по проделанной работе.

Обратите внимание, в заданиях 1-3 вам даны таблицы. И по данным этих таблиц, вам необходимо будет произвести расчеты и построить диаграмму по образцу. (Слайд 18-23)

В задании 4 вам необходимо будет построить график функций. А в задании 5 произвести расчеты и построить гистограмму, круговую и линейчатую диаграммы (Слайд 24-29).

      1. Оформление отчета по практической работе (8 мин)

Время, отведенное на выполнение задания, истекло. Сейчас необходимо перейти в свою рабочую тетрадь и оформить отчет по проделанной работе.

2.2.4 Формулировка вывода по выполненной работе (2 мин)

Формулируя вывод, опирайтесь на поставленные в работе цели.

2.3 Проверка выполненного задания (5 мин)

Отчет оформлен, задания выполнены, вывод сформулирован. Остается проверить правильность выполнения задания. Желающие могут, используя ключ, самостоятельно проверить правильность решения и, при необходимости, найти свои ошибки или прокомментировать свои работы для всей подгруппы. Желающего приглашаю к экрану для защиты своей работы. (Проектируется работа студента, он комментирует)

3. Рефлексивно-оценочный этап:

3.1 Подведение итогов занятия (3 мин):

3.1.1 Оценка деятельности обучающихся и оценка степени достижения общей цели занятия:

Сегодняшняя работа на занятии показала, что вами освоена не только теоретическая, но и практическая часть темы «Средства графического представления статистических данных в MS Excel (Деловая графика)», несмотря на то, что у некоторых обучающихся возникли трудности при выполнении расчетов. При формировании оценки, учитывалась работа на этапе актуализации, обобщения и систематизация ЗУНов, а именно, работа в группе, проделанная практическая работа, с выполненным отчетом. В итоге получили оценку...

В целом, считаю, поставленные цели практической работы достигнуты. Вы все поработали продуктивно.

3.1.2 Выставление оценок:

Все полученные сегодня вами оценки выставляются в журнал, как итоговые оценки материала «Средства графического представления статистических данных в MS Excel (Деловая графика)».

3.1.3 Мнение обучающихся о проведенном практическом занятии:

Хотелось бы услышать ваше мнение о проведенном занятии. Что узнали нового? Что было полезным? В чем затруднялись? (Заслушиваются мнения обучающихся).

3.2 Формулировка домашнего задания (1 мин):

Для того, чтобы сегодняшний материал вами был успешно освоен и закреплен, предлагаю, в форме домашнего задания построить графики функций по вариантам. Это аналогичное задание 4 задания практической работы.

Спасибо за занятие! До свидания!

Приложение 1

Практическая работа

Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики

Тема 4.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов.

Цель работы: изучить технологию построения диаграмм в ЭТ, научиться правильно указывать все необходимые параметры при построении графиков функций и диаграмм, использовать графические объекты для анализа данных.

Формируемые компетенции :

    Л4. умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;

    М 2. использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания(наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;

    М 5. умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;

    П 3. использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;

    П 4. владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;

    П 5. владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;

Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: экран, проектор, персональные компьютеры, локальная компьютерная сеть, прикладное программное обеспечение MS Excel , презентация по теме занятия, электронный тест.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Диаграмма – удобное средство графического представления данных. Позволяет оценить имеющиеся величины. Для наглядного представления данных необходимо определить Тип и Вид диаграммы.

Гистограмма – иллюстрирует соотношение отдельных значений данных. Категории располагаются по горизонтали, а значения по вертикали. 1 столбец – позволяет сравнивать показатели величин друг с другом. 2 столбец – показывает численную долю отдельного показателя в суммарном объеме. 3 столбец – позволяет сравнивать процентное соотношение долей каждого показателя в общем объеме.

Круговая диаграмма – показывает вклад элемента в общую сумму. Всегда строится по одному ряду данных.

График – показывает зависимость одной величины от другой.

Лепестковая диаграмма – позволяет сравнивать общие значения из нескольких наборов данных. Каждая категория имеет собственную ось координат, исходящую из начала координат.

Конусная, пирамидальная, поверхностная диаграммы - позволяют разнообразить типы диаграмм.

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

Задание 1. Заполнить и настроить таблицу для расчета времени, затраченного разными животными при движении на заданное расстояние. Построить гистограмму по образцу.

Исходные данные – задаются с клавиатуры:

    Столбец B - значение скорости животного (в км/ч).

    Столбец C – расстояние, которое надо преодолеть (в км).

Вычисляемые значения – считаются по формуле:

    Столбец D – время.

    Ячейка С11 – максимальная скорость (функция МАКС).

    Ячейка С12 – минимальная скорость (функция МИН).

Задание 2. Заполнить и настроить таблицу для расчета основных характеристик Мирового океана . Построить круговую диаграмму по образцу.

Технология выполнения задания

Исходные данные – задаются с клавиатуры:

    Диапазон А1:Е5.

Вычисляемые значения – считаются по формуле:

    Ячейка В6 – общая площадь Мирового океана (функция СУММ).

    Ячейка С6 – общий объем Мирового океана (функция СУММ).

    Ячейка D6 – средняя глубина Мирового океана (функция СРЗНАЧ).

    Ячейка E6 – самая глубокая впадина Мирового океана (функция МАКС).

Задание 3 . Заполнить и настроить таблицу Рейтинг самых высоких гор по континентам . Построить график по образцу.

Технология выполнения задания

Исходные данные – задаются с клавиатуры:

    Диапазон А1:С8.

Вычисляемые значения – считаются по формуле:

    Ячейка В11 – средняя высота заданных вершин (функция СРЗНАЧ).

    Ячейка В12 – самая высокая гора в мире (функция МАКС).

    Ячейка В13 – самая низкая из самых высоких гор (функция МИН).

Задание 4 . Построить графики функций у=sin(x) и y=sin(2x) на интервале [- 180; 160] с шагом 20.

Технология выполнения задания


1. Заполнить таблицу значений:

2. Выделить таблицу и указать тип диаграммы График.
3. Выбрать формат графика с гладкими кривыми.
4. В Макете указать название диаграммы по образцу, разместить легенду справа, применить формат графика по образцу.

Задание 5 . Произвести расчеты и построить гистограмму, круговую и линейчатую диаграммы.

Технология выполнения задания

Исходные данные – задаются с клавиатуры:

    Диапазон А3:А10, В3:В10.

Вычисляемые значения – считаются по формуле:

    Ячейка D 5 – посчитать районный коэф. в размере 15% от оклада по формуле = B5*$D$4 и произвести автозаполнение до ячейки D 11.

    Сравнить результаты с исходной таблицей.

    Построить диаграммы для диапазона данных столбцов ФИО и К выплате по образцу.

СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

    сформировать файл отчета в MSWord 2010;

    название и цель работы;

    задание;

    результаты выполнения задания;

    вывод по работе.

Контрольные вопросы

    Что называется деловой графикой?

    Перечислить основные типы диаграмм?

    В чем разница между круговой диаграммой и гистограммой?

    Как построить диаграммы по числовым данным?

Список использованных источников

    Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.

    Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. - М., 2014

    Цветкова М.С., Хлобыстова И. Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.

Приложение 2

Самостоятельная внеаудиторная работа

Варианты

ВАРИАНТ 1
Построить графики функций
y1= x 2 -1, y2= x 2 +1 иy=К·(y1/ y2) на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,3.

ВАРИАНТ 2
Построить графики функций
y1= и y2= 2 х на интервале [- 3 ; 3] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 3
Построить графики функций
y1= , y2= на интервале [- 0,5 ; 9] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 4
Построить графики функций
y1=, y2= на интервале [- 5 ; -0,5] с шагом 0,5.

ВАРИАНТ 5
Построить графики функций
y1= , y2= на интервале с шагом 0,5.

Приложение 3

Дополнительное задание на закрепление

Модель знаний

Основные типы диаграмм:

Соответствия

Типы сравнения:

Элементы диаграммы

    Область диаграммы

    Заголовок

    Область построения

    Подписи данных

    Ряд данных

    Легенда

    Ось категорий

    Ось значений

Работа с диаграммами в MSExcel

Набор средств Работа с диаграммами :

1)

2)

3)

Модель знаний

(модельный ответ)

Основные типы диаграмм:

1 Круговая

2 Линейчатая

3 Гистограмма

4 График

5 Точечная

Соответствия

Типы сравнения:

1 Покомпонентное

2 Позиционное

3 Временное

4 Частотное

5 Корреляционное

Алгоритм выбора типа диаграммы:

1) Сформулировать идею диаграммы

2) Выбрать тип сравнения

3) Выбрать тип диаграммы

Элементы диаграммы

    Область диаграммы

    Заголовок

    Область построения

    Подписи данных

    Ряд данных

    Легенда

    Ось категорий

    Ось значений

Работа с диаграммами в MSExcel

Набор средств Работа с диаграммами :

1) Конструктор

2) Макет

3) Формат

Практическая работа: «Использование средств деловой графики для наглядного представления данных средствами электронной таблицы»

Теоретический материал:

Деловая графика область компьютерной графики , предназначенная для наглядного представления различных показателей работы учреждений. Плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки - вот объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы. Программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц.

Назначение деловой графики - создание иллюстраций, часто используемых в работе различных учреждений. Плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки - вот объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы.

Цель: формирование ключевых компетенций.

Задание: Сформируйте и заполните накопительную ведомость начисления оплаты номеров гостиницы «Старт» за март 2012 года. Номера в гостинице 1-местные стоят для каждою клиента 1800 руб. в день, 2-местные 1200 руб. с каждого клиента. Номер можно забронировать. Бронь в гостинице может быть двух видов: групповая и индивидуальная и оплачивается отдельно. При бронировании на группу оплат за первый день проживания увеличивается на 25% от стоимости номера, в тех случаях, когда брони нет или она индивидуальная, доплаты нет.

Тип брони и количество дней проживания в каждом номере представлены в таблице.

Рассчитайте оплату за бронь для каждого номера, если такая есть. Рассчитайте оплату за все дни проживания по каждому номеру гостиницы. Рассчитайте итоговые данные по гостинице: оплату за бронь, количество дней проживания в месяц, полную оплату по гостинице за месяц. Определите среднее количество дней проживания, величину максимальной и минимальной оплаты за дни проживания.

Ход работы:

  1. Используя навыки работы с электронными таблицами, заполните предложенную таблицу исходными данными.

Ведомость начисления оплаты номеров гостиницы «Старт» за март 2012 г.

Номер комнаты

Тип занимаемого номера

Стоимость номера с человека в день (руб.)

Тип

брони

Оплата за бронь (руб.)

Кол-во дней проживания

Оплата за дни проживания (руб.)

1-местный

группа

1-местный

группа

1-местный

инд.

2-местный

инд.

2-местный

2-местный

ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ, метод наглядного изображения и обобщения данных о социально-экономических явлениях посредством геометрических образов, рисунков или схематических географических карт и пояснительных надписей к ним. Графическое представление статистических данных отчётливо и наглядно отображает взаимосвязь между явлениями и процессами общественной жизни, основные тенденции их развития, степень их распространения в пространстве; позволяет увидеть как всю совокупность явлений в целом, так и отдельные его части.

Для графического представления статистических данных используются разнообразные виды статистических графиков. Каждый график состоит из графического образа и вспомогательных элементов. К ним относятся: экспликация графика, пространственные ориентиры, масштабные ориентиры, поле графика. Вспомогательные элементы делают возможным чтение графика, его понимание и использование. Графики можно классифицировать по ряду признаков: в зависимости от формы графического образа они могут быть точечными, линейными, плоскостными, пространственными и фигурными. По способу построения графики делятся на диаграммы и статистические карты.

Наиболее распространённый способ графических изображений - диаграмма. Это чертёж, на котором статистические данные представлены как геометрические фигуры или знаки, а территория, к которой относятся эти данные, указана только словесно. Если диаграмма наложена на географическую карту или на план территории, к которой относятся статистические данные, то график называется картодиаграммой. Если же статистические данные изображены путём штриховки или раскраски соответствующей территории на географической карте или плане, то график называется картограммой.

Для сравнения одноимённых статистических данных, характеризующих разные объекты или территории, могут быть использованы различные виды диаграмм. Наиболее наглядны столбиковые диаграммы, на которых статистические данные изображаются в виде вытянутых по вертикали прямоугольников. Их наглядность достигается сравнением высоты столбиков (рис. 1).

Если базовая линия расположена вертикально, а столбики горизонтально, то диаграмма называется полосовой (ленточной). На рисунке 2 приведена полосовая диаграмма сравнения, характеризующая территорию земного шара.

Диаграммы, предназначенные для популяризации, иногда строятся в виде стандартных фигур - рисунков, характерных для изображаемых статистических данных, что делает диаграмму более выразительной, привлекает к ней внимание. Такие диаграммы называются фигурными или изобразительными (рис. 3).

Большую группу показательных графиков составляют структурные диаграммы. Метод графического изображения структуры статистических данных заключается в составлении структурных круговых или секторных диаграмм (рис. 4).

Для изображения и анализа развития явлений во времени строятся диаграммы динамики: столбиковые, ленточные, квадратные, круговые, линейные, радиальные и др. Выбор вида диаграммы зависит от особенностей исходных данных, цели исследования. Например, если имеется ряд динамики с несколько неравноотстоящими уровнями во времени (1913, 1940, 1950, 1980, 2000, 2005), то используют столбиковые, квадратные или круговые диаграммы. Они зрительно впечатляют, хорошо запоминаются, но не пригодны для изображения большого числа уровней. Если число уровней в ряду динамики велико, то применяются линейные диаграммы, которые воспроизводят процесс развития в виде непрерывной ломаной линии (рис. 5).

Нередко на одном линейном графике приводится несколько кривых, дающих сравнительную характеристику динамики различных показателей или одного и того же показателя в разных странах (рис. 6).

Для отображения зависимости одного показателя от другого строится диаграмма взаимосвязи. Один показатель принимается за Х, а другой за Y (т. е. функцию от Х). Строится прямоугольная система координат с масштабами для показателей, и в ней вычерчивается график (рис. 7).

Развитие вычислительной техники и прикладного программного обеспечения сделало возможным создание географических информационных систем (ГИС), представляющих качественно новый этап в графическом представлении информации. ГИС обеспечивают сбор, хранение, обработку, доступ, отображение и распространение пространственно-координированных данных; включают большое количество графических и тематических баз данных в соединении с модельными и расчётными функциями, позволяющими представлять информацию в пространственном (картографическом) виде, получать в различном масштабе многослойные электронные карты региона. По территориальному охвату различают глобальные, субконтинентальные, государственные, региональные и локальные виды ГИС. Предметная ориентация ГИС определяется решаемыми с её помощью задачами, среди которых могут быть инвентаризация ресурсов, анализ, оценка, мониторинг, управление и планирование.

Лит.: Герчук Я. П. Графические методы в статистике. М., 1968; Теория статистики / Под редакцией Р. А. Шмойловой. 4-е изд. М., 2005. С. 150-83.

Цель курса: формирование ИКТ компетенции.

Тема урока: Средства деловой графики для наглядного представления данных с использованием диаграмм различных типов.

Цель урока предусматривает взаимосвязь воспитательного, обучающего и развивающего компонентов.

Цель занятия: Формирование компетенции, связанной с работой с автоматизированными информационными системами, (приложением МS Excel).

Задачи занятия:

  • Воспитательная (аксеологический компонент компетенции)
    • формировать в процессе обучения ситуацию успеха как механизма восстановления мотивации к образованию и формировать потребность в самообразовании;
    • способствовать развитию умения аргументировать свои убеждения;
    • формировать культуру умственного труда и умение планировать свою работу, рационально её выполнять;
    • способствовать развитию настойчивости и целеустремлённости, творческой активности и самостоятельности, способности аргументировать свои убеждения.
  • Учебная (когнитивный компонент компетенции)
    • познакомить с основными технологиями преобразования информации (из числовой в графическую) с помощью деловой графики программного приложения МS Excel;
  • Практическое и оперативное применение знаний (операциональный компонент компетенции)
    • развивать навыки практического применения знаний к конкретным ситуациям: построение диаграмм по проведённому мониторингу.
    • развивать навыки анализа и сравнения величин,

Методы обучения:

метод решения конкретной ситуации (кейс-метод):

Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского “case” случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.

словесные:

беседа, характерной чертой беседы является наличие управляющих вопросов, которые задаются учителем по заранее спланированному сценарию, приводящих к цели, намеченной преподавателем,

инструктаж, характеризуется чёткостью изложения, не допускает вольного толкования. Основная дидактическая функция – усвоение стандартных способов действий;

наглядные:

компьютерная демонстрация, обладает динамичностью и наглядностью;

практические:

практические работы на ПК и в рабочих тетрадях способствуют формированию умений пользования компьютером, упорядочению знаний студентов по темам курса, формированию опыта творческой деятельности.

Формы обучения:

фронтальная форма, используется при реализации словесного, наглядного и практического методов, а также в процессе контроля;

групповая форма, используется в группе, участники которой имеют различный уровень подготовки и мотивации;

форма “студент и компьютер” – студент в своём темпе овладевает знаниями, сам выбирает индивидуальный маршрут изучения учебного материала.

Контроль знаний

  • наблюдение за работой на ПК;
  • фронтальный опрос,
  • тестирование;
  • самостоятельная практическая работа,
  • самоконтроль.

Применение здоровьесберегающих технологий на уроке:

  • смена видов деятельности;
  • соблюдение воздушно-теплового режима;
  • выполнение эрг-упражнений;
  • нормирование времени при работе с компьютерной техникой.

Оборудование:

  • компьютерный класс,
  • мультимедийный проектор,
  • экран,
  • программное обеспечение (приложение MS Excel),
  • тесты,
  • карточки-инструкции для дифференцирования заданий
  • презентации к уроку (Приложение 1 и Приложение 2 )

Тип урока: урок объяснение нового материала и систематизации знаний. Его логика соответствует структуре урока данного типа.

План урока (Хронометраж)

  1. Организация урока – 1-2 мин
  2. Вступительное слово (сообщение целей и задач урока) – 2 мин
  3. Актуализация опорных знаний и умений
    • Фронтальный опрос: тестирование с помощью презентации (Вопрос-ответ, самопроверка – 14 мин
  1. Объяснение нового материала с применением ПК – 25-30 мин
  2. Физминутка – 2 мин
  3. Формирование и применение знаний, умений и навыков
  • Практическая работа 1– 3 (различные уровни сложности) – 30 мин
  • Итог урока – 1-2мин
  • Рефлексия – 5 мин (подведение итогов – подсчет жетонов, построение диаграммы)
  • Домашнее задание 2-3 мин
  • Ход урока

    I. Организационный момент.

    – Наш сегодняшний урок мне хочется начать словами В.Г. Белинского: “Человек страшится только того чего не знает, знанием побеждается всякий страх”.

    – Объявление темы и целей урока.

    II. Актуализация опорных знани
    й.

    а) Фронтальный опрос учащихся по теме “Электронные таблицы” с использованием презентации (Слайд ) (Приложение 2)

    1.В электронной таблице основной элемент рабочего листа – это:

    ячейка;
    строка;
    столбец;
    формула.

    2. В электронной таблице ячейкой называют:

    горизонтальную строку;
    вертикальный столбец;
    курсор – рамку на экране;
    пересечение строки и столбца.

    3. В электронной таблице невозможно удалить:

    строку;
    столбец;
    содержимое ячейки;
    имя ячейки.

    4. Выберите верное обозначение строки в электронной таблице:

    18D;
    К13;
    34;
    АВ.

    5. Выберите верное обозначение столбца в электронной таблице:

    DF;
    F12;
    АБ;
    113.
    АВ.

    6. Выберите верный адрес ячейки в электронной таблице:

    11D;
    F12;
    АБ3;
    В1А.

    7. В ячейке электронной таблицы не может находиться:

    число;
    текст;
    лист;
    формула.

    8. Если в ячейке электронной таблицы отображается последовательность символов ######, то это означает, что:

    формула записана с ошибкой;
    в формуле есть ссылка на пустую клетку;
    в формуле есть циклическая ссылка;
    столбец недостаточно широк.

    9. Содержимое текущей (выделенной) ячейки отображается:

    в поле имени;
    в строке состояния;
    в строке формул;
    в пункте “Вид” текстового меню.

    10. Как обычно (то есть по умолчанию) выравниваются числа в ячейках электронной таблицы?

    по центру;
    по центру выделения;
    по правому краю;
    по левому краю.

    11. Сколько ячеек содержит диапазон D4: E5 в электронной таблице:

    4;
    8;
    9;
    10.

    12. В ячейке D7 записана формула: (С3+C5)/D6. Как она изменится при переносе этой формулы E8?

    (С3+C5)/D6;
    (С3+C5)/E6;
    (D4+D6)/E7;
    (С4+C6)/D7.

    13. Дана электронная таблица. В ячейку D2 введена формула: (A2*B1+C1) Какое значение появится в ячейке D2?

    A B C D
    1 5 2 4
    2 10 1 6

    14. В ячейке B1 записана формула =2*A1. Какой вид приобретет формула, после того как ячейку B1 скопируют в ячейку C1?

    2*B1
    =2*A2
    =3*A2

    б) Письменный опрос

    – Подпишите листочки, ответ выбираете один. (см. Приложение)

    III. Изложение нового материала

    – Практически во всех современных табличных процессорах имеются встроенные средства деловой графики.

    Электронные таблицы позволяют визуализировать данные, размещенные на рабочем листе в виде диаграммы или графика, которые наглядно отображают зависимости между данными.

    Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.

    Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

    – Для построения диаграммы с помощью графического процессора следует:

    1) составить таблицу с набором данных;

    2) выделить необходимый диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма;
    б) выбрать наиболее подходящий тип диаграммы: меню Вставка – Диаграмма далее по шагам

    – Сегодня на уроке мы рассмотрим самые распространенные типы диаграммы.

    1. Круговая диаграмма (Слайд) (Приложение 1)

    а) служит для отображения величин от целого; б)служит для сравнения нескольких величин в одной точке.

    Например, 1)Доля цены комплектующих в компьютере,

    2) Незнайка продавец канцтоваров (самостоятельно)

    2. Столбчатая диаграмма (Гистограмма) (Слайд) служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках. Высота столбиков определяется значениями сравниваемых величин. Каждый столбик привязан к некоторой опорной точке.

    Например,1) Незнайка торгует газетами. Опорная точка соответствует дню недели. (Слайд)

    2) Теперь рассмотрим более сложную задачу, в которой требуется несколько раз сравнить несколько величин. (Слайд)

    Построим столбчатую диаграмму, на которой будут отображены данные сразу о трех продавцах. По-прежнему высота столбца будет символизировать количество газет. По-прежнему у нас будет 7 опорных точек - по одной для каждого дня недели.

    Копируем таблицу с данными на новый лист. Добавляем данные. Строим диаграмму. Определите разницу с предыдущей диаграммой. (Теперь в каждой опорной точке будут стоять не один столбик, а три - по одному для каждого продавца. Все столбики одного продавца будут закрашены одинаково, нужна ЛЕГЕНДА)

    3.Линейная диаграмма (Слайд) служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой . Тип диаграммы – График или Точечная . Тип диаграммы График выбирают, когда нужно отобразить изменения данных с течением времени.

    – Например (Слайд) ,

    1) Построить диаграмму, отображающую динамику цен по годам на разные модели компьютеров.

    2) Построить диаграмму, отображающую изменение количества проданных газет в течении недели. (Слайд)

    ВЫВОД: Электронные таблицы Excel позволяют строить диаграммы различных типов. Построение диаграмм осуществляется с помощью специальной подпрограммы, которая называется Мастер диаграмм .

    Физкультминутка, гимнастика для глаз – 2 мин.

    IV. Закрепление. Практическая работа.

    Цель: сформировать умения выполнять задания: по набору данных строить диаграммы определенного типа.

    Результативность: формирование всех видов компетенций в зависимости от подобранных заданий.

    Практическую работу проведем используя метод разбора конкретной ситуации. Этот метод часто называют кейс – метод.

    (Слайд) Кейс – технология (case study – "разбор конкретных ситуаций”)

    “Родиной” данного метода является Школа бизнеса Гарвардского университета.

    Метод кейс – технологии позволяет заинтересовать обучающихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков сбора и обработки информации, характеризующей различные ситуации; учит искать нетривиальные подходы, поскольку не имеет единственно правильного решения, способствует творческому решению проблемы и формированию умения анализа ситуации и принятия решения.

    – У вас было задание во временном промежутке – Одна неделя – Провести мониторинг температурного режима в помещениях колледжа. (Карточки – инструкции: Придложение 2)

    Задание 1 : Построить диаграмму, отражающую мониторинг температурного режима в помещениях колледжа .

    Приготовьте ваши материалы. Разберем алгоритм выполнения данного задания:

    1)Составить таблицу данных. (Какие столбцы нужно создать в таблице? Сколько строк? Как озаглавить столбцы?)

    2) Вставить диаграмму . (Какой тип диаграммы нужно выбрать в данном случае?)

    (Слайд с изображением диаграммы)

    Учащиеся получают задание на инструкционных картах. Им необходимо построить по полученным данным диаграммы и проанализировать их.

    Задание 2: Построить диаграмму, отражающую мониторинг температурного режима в кабинетах в сравнении с нормами температур СанПиНа (СанПиН – санитарные нормы и правила, утвержденные главным санитарным врачом РФ).

    По одному набору данных постройте две диаграммы разного типа.

    Задание 3: Пользуясь данными, приведенными в таблице, построить диаграмму, характеризующую соотношение между неметрическими единицами длины. Какой тип диаграммы целесообразно выбрать?

    Значения, мм

    Сотка
    Аршин
    Четверть
    Вершок
    Фут
    Дюйм
    Линия

    V. Итог занятия

    – Какие новые понятия вы сегодня узнали на уроке? (Слайд )

    – На уроке мы познакомились с элементами деловой графики, научились по набору данных выбирать тип диаграммы.

    – Давайте подведем итог занятия: Возьмите каждый конвертик, там три карточки, выберите то, что Вам ближе и положите карточку в коробку. Галя и Наташа (Счетная комиссия) введут результаты вашего выбора в таблицу и мы увидим в % уровень усвоения новой темы. (Слайд )

    VI. Домашнее задание

  • Составить карточки – инструкции по теме “Построение диаграмм”, включая задания на построение диаграмм всех рассмотренных типов диаграмм (Инструкции прописывать в соответствии с Office 3, 7, 10)
  • Проиллюстрировать лекционный материал – зарисовать все рассмотренные типы диаграмм
  • Выставление оценок за урок.

    – Урок окончен. Спасибо за работу.

    Цель работы: Научиться представлять табличные данные в виде диаграмм и графиков различных типов.

    Порядок выполнения работы

    Годовой бюджет (см. рис.4.1.). Заполните данными первую строку таблицы (Продажа фруктов ) и рассчитайте значения остальных ячеек, вставив формулы в соответствии со следующими соотношениями:

    Торговые издержки – 30% от продажи фруктов;

    Затраты на маркетинг – 10% от продажи фруктов;

    Накладные расходы – 20% от продажи фруктов.

    Рассчитайте Общую сумму расходов (сумма по Торговым издержкам , Затратам на маркетинг и Накладным расходам ) и Чистую прибыль (разностьмежду Продажей фруктов и Общей суммой расходов ).

    2. Постройте несколько диаграмм для наглядного представления полученных данных.

    а) Диаграмма № 1: поквартальные расходы по трем категориям (торговые издержки, затраты на маркетинг, накладные расходы) в виде объемной гистограммы. Выделите диапазон данных А5:Е7 , вызовите Мастер диаграмм и укажите нужный тип гистограммы (см. рис.4.2.).

    Замечание : чтобы вывести названия кварталов в качестве меток оси Х следует на втором шаге построения диаграммы перейти на вкладку Ряд и в поле Подписи по Х вести ссылку на диапазон В3:Е3 .

    б) Диаграмма № 2: продажа фруктов по кварталам. Постройте плоскую гистограмму по диапазону А4:Е4 (чтобы на оси Х отображались названия кварталов следует выделить диапазон А3:Е4 ). Оформите построенную гистограмму как показано на рис.4.3.

    Замечание : изменить любой элемент диаграммы можно в диалоговом окне форматирования, вызвав его двойным щелчком мыши по заданному объекту.

    в) Диаграмма № 3: измените тип диаграммы №2 на круговую. Получив круговую диаграмму, следует вставить подписи данных, указав процент продаж в каждом квартале (см. рис.4.4.).

    г) Диаграмма № 4: скопируйте диаграмму №3 и преобразуйте в гистограмму. На диаграмме получить поквартальную продажу фруктов и чистую прибыль, для этого к данным диаграммы № 3 следует добавить новые данные: выделить ячейки А9:Е9 , выбрать ПравкаÞ Копировать; щелкнуть на одном из столбцов гистограммы, выбрать ПравкаÞ Специальная вставка.


    Рис. 4.2. Рис. 4.3.

    д) Диаграмма № 5: добавьте к Диаграмме № 4 легенду (подписи рядов данных). Для этого необходимо правой кнопкой мыши щелкнуть по области диаграммы, выбрать в контекстном меню Параметры диаграммы .

    е) Диаграмма № 6: измените Диаграмму № 5 так, чтобы данные по продаже фруктов отображались в виде гистограммы, а чистая прибыль – в виде графика (нестандартный тип диаграммы). Для этого следует изменить тип диаграммы, выбрав на вкладке Нестандартные тип График|гистограмма . Оформить полученную диаграмму как показано на рис.4.5.

    Рис. 4.5. Рис. 4.4.

    3. Постройте график поверхности z=x 2 -y 2 , где .

    а) Для построения графика поверхности необходимо сначала создать таблицу данных. Заполните строку 1 значениями переменной x : введите в ячейку В1 число -7,5 (левую границу диапазона), выделите ячейки В1:L1 и выберите ПравкаÞЗаполнитьÞПрогрессия, указав Шаг 1.5. Аналогично заполните ячейки А2:А12 значениями переменной у - начальное значение -5, Шаг 1. Введите формулу для вычисления z в первую ячейку таблицы: (B2)=B$1^2-$A2^2 , и продолжите ее на все ячейки с помощью маркера автозаполнения. До построения графика ячейку А1 следует оставить пустой.

    б) Выделите диапазон А1:L12 и постройте график поверхности с помощью Мастера диаграмм. В итоге должен получиться гиперболический параболоид.


    абораторная работа №5

    Тема : Использование таблицы в качестве базы данных

    Цель работы : Освоить методы ведения списков с помощью средств формы, сортировка, фильтрация.

    Порядок выполнения работы

    1. Подготовьте таблицу по образцу:

    Ведомость

    учёта работы транспорта в автохозяйстве за месяц

    № п/п Марка автомашины Номер Плановый пробег, км Фактический пробег, км Простой, дн
    ГАЗ-66 СР 12-37
    ЗИЛ-130 ТД 21-18
    ЗИЛ-130 СР 28-12
    УАЗ-3151 НФ 19-67
    ГАЗ-66 АЯ 18-16
    УАЗ-3962 НС 96-12
    УАЗ-3962 НС 84-17

    2. Последовательно выполните в созданной таблице сортировку записей:

    По фактическому пробегу в возрастающем порядке;

    По количеству дней простоя в убывающем порядке;

    По маркам автомобилей, а внутри каждой полученной группы по плановому пробегу.

    3. Восстановите первоначальный порядок записей в таблице.

    4. Между столбцами Фактический пробег, км и Простой, дн разместите поле Разность , в котором вычислите отклонение фактического пробега от планового.

    5. Создайте форму для таблицы (списка).

    6. Пролистывая записи с помощью формы найдите сведения об автомобиле с номером СР 28-12.

    7. Используя критерии отбора, с помощью формы последовательно определите (после вопросов приводятся правильные ответы):

    а) у каких автомобилей фактический пробег составил более 500 км:

    б) у какого из автомобилей ЗИЛ-130 простой составил менее 10 дней:

    7. Используя форму, добавьте в таблицу запись:

    8. Удалите введённую новую запись и закройте окно формы.

    9. Удалите из таблицы поле Разность, км .

    10. Применяя Автофильтр , последовательно определите (ниже вопроса приводится правильный результат работы):

    а) у каких автомобилей простой составляет от 5 до10 дней включительно:

    б) у какого автомобиля плановый пробег составляет 600 км, простой менее 15 дней, фактический пробег – более 500 км:

    в) у каких автомобилей фактический пробег составляет менее 500 км или более 1000 км, а простой – менее 15 дней:

    11. Применяя Расширенный фильтр и сохраняя критерии отбора выше таблицы, а результаты – ниже таблицы, (состав столбцов и приводимая в них информация должны соответствовать приведённым образцам) последовательно определите:

    а) у какого автомобиля планировался пробег 1000 км, фактический пробег составил более 500 км, простой – менее 6 дней:

    б) у каких автомобилей простой составляет 0, 7 или 14 дней:

    г) какие автомобили имеют фактический пробег более 1000 км или простой от 5 до 10 дней:

    12. Покажите результаты работы преподавателю.

    13. Переименуйте лист с результатами работы, назвав его Фильтрация.

    14. Завершите работу с MS Excel, сохранив результаты.

    ариант 1

    Создайте таблицу поступления товаров в магазин со следующими заголовками столбцов: Дата поступления, Наименование товара, Отдел, Количество, Цена, Стоимость товаров в партии . Заполнить таблицу данными для двух отделов (Одежда, Обувь) и трех дней поступления товаров (пальто, костюм, сапоги, туфли). Рассчитайте стоимость товаров.

    1. Выполните сортировку по отделам, а внутри каждого отдела по наименованию товара.

    2. Выберите сведения о костюмах, поступивших конкретного числа тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    Какие товары из отдела Одежда поступили одного числа или другого;

    Какие пальто имеют стоимость больше 3000 руб. В результирующую таблицу включить поля: Дата поступления, Наименование товара, Количество, Стоимость ;

    Какая обувь имеет цену больше средней по отделу.

    ариант 2

    Создайте таблицу успеваемости студентов 456 и 457 групп, содержащую следующие поля: Ф.И.О., № группы, Дата сдачи, Предмет, Балл . Заполните таблицу данными для четырех студентов, сдающих экзамены по двум предметам (Математика, Информатика).

    1. Выполните сортировку по № группы, а внутри каждой группы по возрастанию балла.

    2. Выберите сведения о студентах, сдавших Информатику с баллом больше 4.0 тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    4. Применяя расширенный фильтр, сохраняя критерии отбора и полученные результаты определите:

    Какие студенты сдали математику и информатику с баллом больше 4,5. В результирующую таблицу включить поля: Ф.И.О., Предмет, Балл ;

    Какие студенты из группы 457 получили баллы меньше 3 или больше 4;

    Какие студенты получили балл на 20% меньше среднего по двум группам.

    ариант 3

    Создайте таблицу реализации печатной продукции, с заголовками столбцов: Дата реализации, Название, Тип издания (газета, журнал, календарь), Цена одного экземпляра, Количество, Сумма от реализации . Заполните данными десять строк таблицы для трех дней продаж. Рассчитайте сумму от реализации.

    1. Выполните сортировку по дате реализации, а внутри каждой даты по названию.

    2. Выберите сведения о журналах, проданных на сумму более 400 рублей тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    Какие журналы или календари имеют цену меньше 30 рублей;

    Какие издания были реализованы конкретного числа в количестве более 20 экземпляров. В результирующую таблицу включите поля: Дата, Название, Тип издания, Количество ;

    Какие типы изданий были проданы на сумму меньше средней по всем изданиям.

    ариант 4

    Создайте таблицу реализации дисков для изучения английского, немецкого и французского языков со следующими заголовками столбцов: Месяц продаж, Наименование диска (Английский язык и т.д.), Тип (разговорный, деловой), Цена одного диска, Кол-во проданных дисков, Сумма от реализации . Заполните таблицу данными о продажах за три месяца (не менее 10 строк). Рассчитайте сумму от реализации.

    1. Выполните сортировку по месяцу продаж, а внутри каждого месяца по количеству проданных дисков.

    2. Выберите сведения о дисках делового типа, проданных в конкретном месяце, в количестве более 200 тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    3. Применяя расширенный фильтр, сохраняя критерии отбора и полученные результаты определите:

    Какие диски для изучения английского или немецкого языков разговорного типа были проданы в конкретном месяце;

    В каком месяце диски делового типа для изучения французского языка были проданы на сумму более 2000 рублей. В результирующую таблицу включить поля: Месяц, Наименование диска, Тип, Сумма от реализации ;

    Какие диски были проданы в количестве на 10% больше минимального количества.

    ариант 5

    Создайте таблицу поступления в магазин компьютерной продукции, содержащую следующие поля: Дата поступления, Наименование товара (системный блок, монитор, принтер), Фирма изготовитель, Цена, Количество, Стоимость товаров в партии . Заполните таблицу данными по двум дням работы магазина и двум фирмам изготовителям (не менее 10 строк). Рассчитайте стоимость товаров в партии.

    1. Выполните сортировку по фирме изготовителю, а внутри каждой фирмы по наименованию товара.

    2. Выберите сведения о фирмах, у которых цена монитора меньше 10000 рублей тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    3. Применяя расширенный фильтр, сохраняя критерии отбора и полученные результаты определите:

    Какие товары поступили конкретного числа в количестве более 20 штук. В результирующую таблицу включить поля: Дата, Наименование товара, Количество ;

    Какие фирмы поставили мониторы или принтеры на общую стоимость меньше 80000 рублей;

    Системные блоки какой фирмы имеют цену меньше средней цены системных блоков.

    ариант 6

    Создайте таблицу начисления заработной платы сотрудникам за последние три месяца работы, используя следующие заголовки столбцов: (бухгалтерия, канцелярия), Месяц, Оклад . Заполните таблицу данными для четырех сотрудников.

    1. Выполните сортировку по отделу, а внутри отдела по Ф.И.О.

    2. Выберите сведения о сотрудниках, которые были зачислены с окладом 5000 рублей в январе тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    3. Применяя расширенный фильтр, сохраняя критерии отбора и полученные результаты определите:

    Сотрудники каких отделов имеют оклады более 10000 рублей или менее 3000 рублей;

    Какого числа в бухгалтерию была зачислена Петрова Ольга Ивановна. В результирующую таблицу включить поля: Ф.И.О., Дата зачисления, Отдел ;

    Какие сотрудники из канцелярии имеют оклад на 10% больше среднего оклада по всем отделам.

    ариант 7

    Создайте таблицу отгрузки нефтепродуктов со следующими полями: Дата отгрузки, Покупатель, Наименование товара (нефть, мазут, и т.д.), Количество (т.) , Цена, Стоимость отгруженного товара . Заполните таблицу данными для трех покупателей (Завод 1, Завод 2, Завод 3) и двух дней работы. Рассчитайте стоимость отгруженного товара.

    1. Выполните сортировку по покупателю, а внутри покупателя по наименованию товара.

    2. Выберите сведения о товарах, которые были отгружены для Завода 1 конкретного числа тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    3. Применяя расширенный фильтр, сохраняя критерии отбора и полученные результаты, определите:

    Сведения о нефти или мазуте, которые были отгружены на Завод 3 в количестве более 5 тонн. В результирующую таблицу включите поля: Покупатель, Наименование товара, Количество ;

    Какого числа нефть была отгружена стоимостью больше 100000 рублей;

    Какие покупатели получили нефть в количестве, меньше среднего количества отгруженной нефти всем покупателям.

    ариант 8

    Создайте таблицу реализации продукции мебельной фабрики со следующими полями: Месяц, Наименование товара, Тип (кухня, спальня, детская), Цена гарнитура, Количество (шт.), Сумма от реализации . Заполните таблицу данными для двух месяцев продаж, используя 2-3 наименования товара по каждому типу мебели (например, спальни «Престиж» и «Ирина»). Рассчитайте сумму от реализации.

    1. Выполните сортировку по типу товара, а внутри каждого типа по цене.

    2. Выберите сведения о кухнях, которые были реализованы в конкретном месяце тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    3. Применяя расширенный фильтр, сохраняя критерии отбора и полученные результаты, определите:

    Сведения о спальнях, по цене больше 50000 рублей или меньше 25000 рублей;

    Какой товар был реализован в конкретном месяце на сумму больше 20000 рублей. В результирующую таблицу включить поля: Месяц, Наименование товара, Тип, Сумма от реализации ;

    Какие товары были реализованы в количестве на 20% больше среднего по всем товарам.

    ариант 9

    Создайте таблицу заказов авиабилетов туристическими агентствами, используя следующие поля: Дата вылета, Страна прибытия (Турция, Испания, Египет), Название тур. агентства, Цена билета, Количество билетов, Стоимость заказа . Заполните таблицу данными для двух тур. агентств и трех дат вылета.

    1. Выполните сортировку по названию тур.агенства, а внутри каждого агентства по стране.

    2. Выберите сведения о странах, в которые были реализованы билеты в количестве больше 100 в конкретном месяце тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    3. Применяя расширенный фильтр, сохраняя критерии отбора и полученные результаты определите:

    Сведения об агентствах, которые заказали билеты в Испанию на сумму больше 100000 рублей;

    В какие из стран Турцию или Испанию конкретное агентство заказало билеты в количестве меньше 100 штук. В результирующую таблицу включить поля: Страна, Название агентства, Цена, Количество ;

    В какую страну количество заказанных билетов меньше среднего количества билетов по всем странам.

    ариант 10

    Создайте таблицу сдачи вступительных экзаменов абитуриентами на различные факультеты. Один и тот же абитуриент может сдавать экзамены на различные факультеты. Используйте следующие заголовки полей: Дата сдачи, Фамилия абитуриента, Факультет, Название экзамена, Оценка . Заполните таблицу данными для 6 абитуриентов и экзаменов по математике, химии, русскому языку.

    1. Выполните сортировку по факультету, а внутри факультета по фамилии абитуриента.

    2. Выберите сведения об абитуриентах, которые сдавали экзамены конкретного числа по русскому языку тремя способами:

    С помощью формы;

    С помощью автофильтра;

    С помощью расширенного фильтра, поместив результаты отбора ниже таблицы.

    3. Применяя расширенный фильтр, сохраняя критерии отбора и полученные результаты определите:

    Какие абитуриенты сдавали экзамены по математике и русскому языку на конкретный факультет. В результирующую таблицу включить поля: Фамилия, Факультет, Название экзамена ;

    Какие абитуриенты по экзаменам получили оценки 4 или 5;

    На какие факультеты оценки студентов по математике оказались меньше средней оценки по всем предметам.


    абораторная работа №6

    Тема: Подведение итогов и создание сводных таблиц

    Цель работы : Освоить использование инструментов Промежуточные итоги и Сводные таблицы для обобщения и анализа данных.

    Порядок выполнения работы

    1. В новой рабочей книге создайте таблицу, аналогичную приведенной ниже, и заполните ее данными. В поле Сумма реализации вставьте расчетную формулу.

    Дата продажи Название книги Автор Тип издания Цена одного экз. Кол-во продан. книг Сумма реализации
    31.03.2006 Сага о Фарсайтах Дж.Голсуорси худ. 150р. 300р.
    31.03.2006 Сумма технологий С. Лем науч. 78р. 390р.
    31.03.2006 Финансы предприятий А.Д.Шеремет учебн. 56р. 840р.
    03.04.2006 Пикник на обочине А.СтругацкийБ.Стругацкий худ. 89р. 356р.
    03.04.2006 Финансы предприятий А.Д.Шеремет учебн. 56р. 392р.
    03.04.2006 Сумма технологий С. Лем науч. 78р. 78р.
    03.04.2006 Сага о Фарсайтах Дж.Голсуорси худ. 150р. 750р.


    Определите итоговую сумму реализации книг по каждому типу изданий и в целом по магазину, используя команду ДанныеÞИтоги (предварительно убедитесь, что таблица отсортирована по полю Тип издания ).

    3. Нажимая кнопки группировки слева от таблицы, последовательно установите отображение:

    ¾ только общих итогов для всего магазина;

    ¾ только итогов по типам книг и всему магазину.

    4. Покажите результаты Вашей работы преподавателю и отмените вычисление итоговых значений.

    5. Определите общее количество книг, проданных в течение дня и среднюю сумму продаж по каждой дате. Для вставки нескольких итоговых функций используйте повторный вызов команды ДанныеÞИтоги, отключив при этом опцию Заменить текущие итоги .

    Дата продажи Название книги Автор Тип издания Цена одного экз. Кол-во продан.книг Сумма реализации
    31.03.2006 Сага о Фарсайтах Дж.Голсуорси худ. 150р. 300р.
    31.03.2006 Финансы предприятий А.Д. Шеремет учебн. 56р. 840р.
    31.03.2006 Сумма технологий С. Лем науч. 78р. 390р.
    31.03.2006 Итог
    31.03.2006 Среднее 510р.
    03.04.2006 Пикник на обочине А.Стругацкий, Б.Стругацкий худ. 89р. 356р.
    03.04.2006 Сага о Фарсайтах Дж.Голсуорси худ. 150р. 750р.
    03.04.2006 Финансы предприятий А.Д. Шеремет учебн. 56р. 392р.
    03.04.2006 Сумма технологий С. Лем науч. 78р. 78р.
    03.04.2006 Итог
    03.04.2006 Среднее 394р.
    Общий итог
    Общее среднее 444р.

    6. Скопируйте Лист1 на Лист2 и переименуйте последний, назвав его Сводные таблицы . Отмените на скопированном листе вычисление итоговых значений.

    7. Создайте сводную таблицу с данными о суммарной стоимости проданных книг различных типов и в целом по магазину. Измените надпись и формат поля заголовков, как это сделано в приведенной ниже таблице. Установите для отображения данных в сводной таблице денежный формат.

    8. Измените представление данных в созданной Вами сводной таблице, поменяв местами строки и столбцы.

    9. Измените количество книг, проданных 1.03.2006 на 300 и обновите информацию в сводной таблице. Проанализируйте, какие изменения произошли.

    10. Восстановите прежнее количество книг, проданных 1.03.2006, и вновь обновите информацию в сводной таблице.

    11. Измените представление данных в сводной таблице, переместив поле Название книги в область строк. Добавьте в область строк из списка полей сводной таблицы поле Дата продажи .

    Сумма реализации
    Тип издания Название книги Дата продажи Итог
    худ. Сага о Фарсайтах 03.04.2006 750р.
    31.03.2006 300р.
    Сага о Фарсайтах Итог 1 050р.
    Пикник на обочине 03.04.2006 356р.
    Пикник на обочине Итог 356р.
    худ. Итог 1 406р.
    науч. Сумма технологий 03.04.2006 78р.
    31.03.2006 390р.
    Сумма технологий Итог 468р.
    науч. Итог 468р.
    учебн. Финансы предприятий 03.04.2006 392р.
    31.03.2006 840р.
    Финансы предприятий Итог 1 232р.
    учебн. Итог 1 232р.
    Общий итог 3 106р.

    12. Уберите отображение промежуточных итогов, последовательно выбирая команду Скрыть детали для полей Название книги и Тип издания .

    13. Восстановите прежний вид сводной таблицы с отображением промежуточных итогов.

    14. Отобразите продажи книг по месяцам, применив инструмент группировки к полю Дата продажи .

    Сумма реалзизации
    Тип издания Название книги Дата продажи Итог
    худ. Сага о Фарсайтах мар 300р.
    апр 750р.
    Сага о Фарсайтах Итог 1 050р.
    Пикник на обочине апр 356р.
    Пикник на обочине Итог 356р.
    худ. Итог 1 406р.
    науч. Сумма технологий мар 390р.
    апр 78р.
    Сумма технологий Итог 468р.
    науч. Итог 468р.
    учебн. Финансы предприятий мар 840р.
    апр 392р.
    Финансы предприятий Итог 1 232р.
    учебн. Итог 1 232р.
    Общий итог 3 106р.

    15. Покажите результаты Вашей работы преподавателю и отмените группировку. Удалите из сводной таблицы поле Дата продажи.

    16. Измените итоговую функцию сводной таблицы, получив среднее количество проданных книг. Установите новый формат представления данных, убрав денежный формат и округлив до целого.

    17. Измените итоговую функцию для вычисления общего количества проданных книг.

    18. Измените таблицу результатов, переместив поле Тип издания в область страниц. Выберите отображение данных только по учебной литературе.

    19. Покажите результаты Вашей работы преподавателю и сохраните созданную Вами рабочую книгу.

    Задания для самостоятельной работы

    ариант 1

    1. Определите итоговые количество и стоимость товаров, поступивших в магазин и его отделы.

    2. Измените отображение данных, оставив только итоги по отделам и магазину в целом. Восстановите прежний вид таблицы.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции суммарную стоимость товаров, поступивших в магазин и его отделы. Отобразите в таблице списки товаров для каждого отдела, и даты продаж.

    6. Примените группировку для двух дат поступления товара.

    Отдел в область страниц. Выберите отображение данных только по отделу Обувь .

    ариант 2

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. С помощью вставки итоговой функции определите для каждой даты количество студентов, сдающих экзамен.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции общий балл. Отобразите в таблице списки студентов, обучающихся в каждой группе и названия предметов.

    6. Примените инструмент группировки для двух групп.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите средний балл по группам.

    8. Измените номер группы одного из студентов в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените таблицу результатов, вынося значение поля № группы в область страниц. Выберите отображение данных только по группе 457.

    10. Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.

    ариант 3

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. Определите итоговые количество и стоимость проданной печатной продукции по каждому типу издания и в целом по магазину.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    4. Определите количество типов изданий, проданных в течение дня, и среднюю выручку по каждому дню продаж.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции общую сумму реализации печатной продукции. Отобразите в таблице списки названий для каждого типа издания, и даты продаж.

    6. Примените группировку для двух типов печатной продукции.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите среднее количество проданных экземпляров.

    8. Измените одно из значений в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените таблицу результатов, вынося значение поля Дата реализации в область страниц. Выберите отображение данных только по одной дате.

    10. Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.

    ариант 4

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. Определите итоговые количество и стоимость проданных дисков каждого типа и в целом по магазину.

    2. Измените отображение данных, оставив только итоги по каждому типу издания, а затем только общие итого по магазину. Восстановите прежний вид таблицы.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    4. Определите сколько различных наименований дисков было продано в каждом месяце и среднюю выручку по каждому месяцу продаж.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции общую сумму от реализации дисков. Отобразите в таблице списки названий дисков для каждого типа и даты продаж.

    6. Примените группировку для двух типов дисков.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите среднее количество проданных дисков.

    8. Измените одно из значений в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените таблицу результатов, вынося значение поля Наименование диска в область страниц. Выберите отображение данных только по английскому языку.

    10. Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.

    ариант 5

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. Определите итоговые количество и стоимость товаров по каждой фирме – изготовителю и в целом по магазину.

    2. Измените отображение данных, оставив только общие и промежуточные итоги. Восстановите прежний вид таблицы.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    4. Определите количество партий товаров, поступивших в течение дня, и среднюю стоимость товаров в партии.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции суммарную стоимость товаров, поступивших в магазин. Отобразите в таблице списки наименований товаров для каждой фирмы производителя, и даты поступления.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите среднюю стоимость товаров в каждой партии.

    8. Измените одно из значений в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените таблицу результатов, вынося значение поля Наименование товара в область страниц. Выберите отображение данных только по поступлениям принтеров.

    10. Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.

    ариант 6

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. Определите общую сумму выплат по каждому месяцу и в целом за квартал.

    2. Измените отображение данных, оставив только общие и промежуточные итоги. Восстановите прежний вид таблицы.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    4. Вставьте итоговые функции для определения количества сотрудников и среднюю зарплату по каждому отделу.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции общие выплаты работникам (сумму по полю Оклад ). Отобразите в таблице списки сотрудников по каждому отделу, и наименования месяцев начисления зарплаты.

    6. Примените группировку для двух месяцев работы.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите среднюю зарплату каждого сотрудника.

    8. Измените одно из значений поля Оклад в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените таблицу результатов, вынося значение поля Отдел в область страниц. Выберите отображение данных только по канцелярии.

    10. Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.

    ариант 7

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. Определите итоговые количество и стоимость отгруженного товара по каждому покупателю и по нефтебазе в целом.

    2. Измените отображение данных, оставив только общие итоги по покупателям и нефтебазе в целом. Восстановите прежний вид таблицы.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    4. Определите количество партий товара, отгруженного в течение каждого дня, и среднюю стоимость товаров в партии.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции суммарную стоимость нефтепродуктов, отгруженных с базы. Отобразите в таблице для каждого покупателя списки наименований товаров и даты отгрузок.

    6. Примените группировку для двух наименований товаров.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите среднюю стоимость товара в каждой отгрузке.

    8. Измените одно из значений в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените таблицу результатов, вынося значение поля Наименование товара в область страниц. Выберите отображение данных только по отгрузке нефти.

    10. Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.

    ариант 8

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. Определите общее количество и стоимость проданных гарнитуров по каждому типу мебели и в целом по магазину.

    2. Измените отображение данных, оставив только итоги по каждому типу мебели и общие итого по магазину. Восстановите прежний вид таблицы.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    4. Определите, сколько различных наименований товара было продано в течение дня и среднюю выручку по каждому дню продаж.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции общую сумму от реализации мебельной продукции. Отобразите в таблице списки названий товаров для каждого типа мебели, и даты продаж.

    6. Примените группировку для двух типов мебели.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите среднее количество проданных гарнитуров каждого типа.

    8. Измените одно из значений в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените таблицу результатов, вынося значение поля Тип в область страниц. Выберите отображение данных только по кухонным гарнитурам.

    10. Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.

    ариант 9

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. Определите общее количество и стоимость заказанных билетов по каждому тур.агентству.

    2. Измените отображение данных, оставив только общие и промежуточные итоги. Восстановите прежний вид таблицы.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    4. Определите, сколько различных стран прибытия фигурируют в заказах в течение дня, а для каждой даты - среднюю стоимость заказов.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции общую стоимость заказанных билетов. Отобразите в таблице данные по каждому туристическому агентству со списками стран прибытия и дат вылета.

    6. Примените группировку для двух дат вылета.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите среднее количество заказанных билетов.

    8. Измените одно из значений в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените таблицу результатов, вынося значение поля Страна прибытия в область страниц. Выберите отображение данных только по Египту.

    10. Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.

    ариант 10

    В качестве исходных данных используйте базовую таблицу из Лабораторной работы №5, предварительно скопировав ее в новую рабочую книгу.

    1. С помощью вставки итоговой функции определите для каждого факультета количество студентов, сдающих экзамен.

    2. Измените отображение данных, оставив только общие итоги по факультетам и по институту в целом. Восстановите прежний вид таблицы.

    3. Отмените вычисление итоговых значений.

    4. Определить средний балл и количество студентов, сдающих экзамен по каждому предмету.

    5. На новом листе рабочей книги создайте сводную таблицу, взяв в качестве итоговой функции общий балл. Отобразите в таблице данные по каждому факультету: названия экзаменов и списки абитуриентов.

    6. Примените инструмент группировки для двух факультетов.

    7. С помощью редактирования итоговой функции сводной таблицы получите средний балл по предметам.

    8. Измените одно из значений в исходной таблице. Проанализируйте, изменится ли значение в сводной таблице.

    9. Измените отображение данных в сводной таблице, вынося значение поля Факультет в область страниц. Выберите отображение данных только по одному факультету.

    10.Покажите работу преподавателю и сохраните рабочую книгу.


    абораторная работа №7

    ема: Консолидация данных.

    Цель работы : Научиться приемам автоматического агрегирования (объединения) данных, расположенных в отдельных таблицах-источниках.

    Порядок выполнения работы

    1. В новой рабочей книге создайте таблицу Начисление заработной платы за январь месяц (см. рис.7.1.). Заполните данными столбцы Фамилия и Зар.плата и рассчитайте значения остальных ячеек, вставив формулы в соответствии со следующими соотношениями:

    Подоходный налог = 0,12* 3ар.плата

    Пенсионный фонд = 0,01* Зар.плата

    Сумма к выдаче = Зар.плата – Подоход.налог – Пенсион.фонд

    В конце таблицы вставьте итоговую функцию (строка Итого ).

    2. Скопируйте созданную на Листе1 таблицу на Лист2 и Лист3, изменив названия месяцев в заголовках таблиц (за февраль , за март ), соответственно, и числа в столбце Зарплата . Переименуйте листы рабочей книги в Январь , Февраль и Март, соответственно.

    3. Вставьте новый лист и назовите его Консол_расположение. Введите заголовок в ячейку А1: Ведомость начисления зар.платы за I квартал.

    4. Создайте таблицу начисления зар.платы за I квартал, объединив данные за три месяца. Для этого:

    Ссылка Январь, Февраль, Март, выделяйте блоки ячеек-источников A2:Е7 и нажимайте кнопку Добавить ;

    § чтобы в новой таблице отображались заголовки полей, установите флажки подписи верхней строки , значения левого столбца;

    § нажмите кнопку ОК.

    5. Вставьте новый лист и назовите его Консол_категор. Введите заголовок в ячейку А1: Ведомость начисления зар.платы за I квартал.

    6. Внесите изменения в таблицу на листе Январь : перед столбцом Выдано на руки вставьте столбец Премия и заполните его данными; измените расчетную формулу в столбце Выдано на руки , добавив к общей сумме величину премии.

    7. Внесите изменения в таблицы на листах Март, Февраль : добавьте строку с фамилией нового сотрудника (Пригожин) и с соответствующими числами.

    8. Перейдите на лист Консол_категор. и создайте таблицу начисления зар.платы за I квартал, объединив данные за три месяца. Для этого:

    § выделите ячейку А2 и выполните команду ДанныеÞКонсолидация;

    § выберите функцию для объединения данных (Сумма);

    § сформируйте список диапазонов консолидации: установите курсор в окне Ссылка и, переходя последовательно к листам Январь, Февраль, Март, выделяйте блоки ячеек-источников и нажимайте кнопку Добавить ;

    § установите флажки подписи верхней строки , значения левого столбца;

    § чтобы изменения в исходных таблицах отражались в сведенной (консолидируемой) таблице, установите флажок напротив опции Создавать связи с исходными данными ; нажмите кнопку ОК .

    9. Внесите изменения в исходные таблицы-источники (измените величину зар.платы для нескольких сотрудников); посмотрите, отразились ли эти изменения на листе Консол_категор.

    10. Вставьте новый лист в рабочую книгу и создайте на нем сводную таблицу начисления зарплаты за I квартал, состоящую из двух столбцов: Фамилия и Выдано на руки . Для этого:

    § введите заголовок таблицы в ячейку А1;

    § введите заголовки полей будущей таблицы Фамилия и Выдано на руки в ячейки А2 и В2, соответственно;

    § выделите ячейки А2:В2 и выполните консолидацию данных по категориям, аналогично п.8.

    11. Сохраните рабочую книгу под именем Консолидация.xls и покажите результаты своей работы преподавателю.


    Похожая информация.