Теория информационных барьеров. Информационные барьеры Система барьер и информационное обеспечение

В современном мире изучают проблему больших данных как очередную ступень в развитии человечества, связанную с преодолением еще одного информационного барьера.
Сущностью данной проблемы стали в первую очередь сложность и во вторую физический объем информационной коллекции. Большие данные с одной стороны обуславливают постановку и решение новых задач. С другой стороны они обуславливают развитие интегрированных и комплексных систем и технологий.
С познавательной точки зрения преодоление информационного барьера «большие данные» способствует развитию познания окружающего мира и построению его целостной картины.
Таким образом, барьеры в общении не являются результатом сознательной, произвольной и направленной защиты от воздействия информации их действие противоречиво.
Система барьеров есть своего рода автоматизированная охрана при своеобразном срабатывании охранной сигнализации, автоматически перекрываются подступы к человеку.
В противном случае мозг и психика человека просто не выдержала бы обвала информации.
Однако барьеры иногда играют и отрицательную роль. Например, тяжело изложенная, но нужная информация, не воспринимается или воспринимается с искажением и неполно. Человек, знающий решение, но не имеющий авторитета, может быть не услышан.
Работа с информацией требует от человека не только хорошего знания барьеров информации, но и понимания возможных методов их преодоления. Специалисты отмечают, что многие информационные препятствия можно с легкостью справиться при помощи современных информационных технологий.
Но вместе с тем важно понимать, что информационные барьеры не могут быть до конца преодолены или полностью устранены. Ведь препятствием для этого, прежде всего, является сам человек.
В нашем реферате мы рассмотрели информационные барьеры. Дали им определение. Вывели понятие информационный шум. И как оно связано с информационным барьером. Рассмотрели виды информационных барьеров. \
Так же кратко изложили теорию трех барьеров Глушкова В.М. на основе его знаменитого научного труда «Основы безбумажной информаци

Введение Содержание Список литературы Выдержка из работы

Выбранная мною тема для реферата «Информационные барьеры» является довольно обширной и разнообразной.
Актуальность данной темы зависит от того, что в современном мире все больше теряется живое общение, а нашей жизнью завладевает виртуальный мир. Интернет общение заменяет живых людей. Стали очень популярными социальные сети, например: одноклассники.
Люди стали общаться на форумах и в чатах. С одной стороны это довольно удобно, можно не выходя из дома поговорить с человеком, возможно даже находящимся в другом городе. Но с другой стороны, люди забывают, как общаться в живую.
Наблюдая за нынешней молодежью, понимаешь, что век Интернета и современных технологий губит людей.
Вследствие всего это появляются информационные барьеры, мешающие свободному протеканию информационных взаимодействий .
В нашем реферате мы рассмотрим само понятие информационного барьера. Изучим причины его появления и виды барьеров.
Основной источник литературы по данному реферату - это книга Глушкова В.М. «Основы безбумажной информации»

Введение 3
1. Информационные барьеры и причины их возникновения 4
2. Факторы, приводящие к информационным барьерам. 10
3. Типы информационных барьеров. 12
Заключение 23
Список используемой литературы 25

1. Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. - М: Наука, 1997.
2. http://www.pvsm.ru/
3. Викентьев И.Л., 2010 Информационные барьеры по В.М. Глушкову
4. http://nvoynov.blogspot.ru Войнов Н. Информационные барьеры
5. www.erjournal.ru Цветков В.А., Лобанов А.А. «Большие объемы информации»

Коэффициент информационного шума является семантическим показателем качества ИПС.Уровень компьютерной грамотности, полученной в средней школе, может быть достаточен для решения типовых прикладных задач, но зачастую не позволяет осуществлять качественный поиск (особенно в электронных базах данных и в Интернете) и интеллектуальное использование информации, точное преобразование текстов документов и т.п. без наличия развитых аналитических и логических навыков. Их приобретению и (или) развитию способствует аналитическая деятельность по аннотированию и реферированию текстов документов. Кроме того, умение формировать подобные документы позволяет оперативно и точно выполнять учебно-научные работы, осуществлять контроль и самоконтроль уровней: выполнения заданий, освоения дисциплин и усвоения знан ий. Факторы, приводящие к информационным барьерам. В практике исследования и анализа окружающего мира человек является завершающим звеном.Поэтому описания или информационные коллекции можно охарактеризовать как человеко- анализируемые или человеко- не анализируемые. В этом случае речь идет о применении человеческого интеллекта. Анализируемые человеком информационные коллекции, характеризуются следующими свойствами: обозреваемость, восприимчивость, постоянностьанализируемость, направленность, ситуационнаяконкретика, полнота, достоверность, современность, точность,согласованность, надежность.Обозримость - свойство информационных коллекций, состоящее в том, что человек (в рамках своего человеческого интеллекта) в состоянии обозреть совокупность параметров и связей, входящих в информационную коллекцию и понять данную информационную коллекцию как целое.Воспринимаемость - свойство информационных коллекций, состоящее в том, что человек (в рамках своего человеческого интеллекта) в состоянии воспринять и понять данную информационную коллекцию как отражение объективной реальности или ее практическое назначение.Если информационная коллекция необозрима, не воспринимаема или не анализируема за обозримое время, она, как правило, отвергается и не применяется человеком. Это и есть пример информационного барьера.Типы информационных барьеров. В настоящее время выделяют разные типы информационных барьеров, часть из них описана. Для связи с проблемой «больших данных» будем использовать характеристики 3 V и 1 C. 110490194945V1 -объем (volume), V2 - скорость (velocity), V3 - многообразие (variety), C - сложность (complexity). 0V1 -объем (volume), V2 - скорость (velocity), V3 - многообразие (variety), C - сложность (complexity). Соответственно: При этом следует отметить фактор сложности, как наиболее значимый в проблеме больших данных. Так при росте количества данных до величины n, количество связей между European Researcher, и ними растет пропорционально n!. Именно количество связей и задает сложность. Поэтому проблема больших данных не сводится к задаче 1 - обработке информационной коллекции объема n, а требует дополнительно решения задачи 2 - анализа связей объема n!. Очевидно, что в количественном и в качественном отношении вторая задача является значительно сложнее.Для описания информационных барьеров используем понятие информационной ситуации. Выделим некоторые виды информационных барьеров.Временной барьер.Информационная ситуация, при которой имеет место разделение источника и приемника информации во времени, что замедляет и затрудняет обработку в допустимое для анализа время (фактор V2). Дополним этот типом случаем, когда обработка информационной коллекции с помощью известных методов или алгоритмов превышает допустимый ситуацией период времени. Преодоление временного информационного барьера достигается разработкой новых средств коммуникации и новых быстродействующих алгоритмов и методов обработки информации.Ресурсный барьер - информационная ситуация, при которой имеет место нехватка или ресурсов, необходимых для реализации информационных процессов (факторы V1-3, С).Для преодоления такого информационного барьера необходимо получение информационных ресурсов.Пространственный барьер - информационная ситуация, при которой вследствие удаления источника и приемника информации друг от друга обработка становится затруднительной из-за запаздывания информации или большого уровня помех (фактор V2). Дополним этот тип барьера случаем, когда информационная коллекция распределена в разных географических точках пространства и обработка или освоение такой информационной коллекции невозможна в допустимый ситуацией период времени.Примером преодоления такого пространственного информационного барьера является дистанционное обучение.Дополним этот тип барьера случаем, когда информационная коллекция содержит латентные (скрытые) параметры, распределенные в разных географических точках пространства и зависящие от пространственного положения. Примером преодоления такого пространственного информационного барьера является выявление и использование пространственных отношений, и применение методов геоинформатики.Объемный информационный барьер - информационная ситуация, при которой вследствие большого объема информационная коллекция становится не обозримой, не воспринимаемой и не анализируемой в допустимый период времени (фактор V1).Примером преодоления объемного информационного барьера является применение вычислительной техники и применение алгоритмов ускоренной обработки. Барьер информационной сложности - информационная ситуация, при которой вследствие большого сложности (сложность описывается графом связей и отношений) информационная коллекция становится не обозримой, не воспринимаемой и не анализируемой - в допустимый период времени (фактор С). Для преодоления барьера информационной сложности применяют интеллектуальных и автоматизированных системы и технологии.Информационный барьер представления - информационная ситуация, при которой вследствие недостатка форм представления информационная коллекция или информационная модель становится не обозримой, не воспринимаемой и не анализируемой с помощью человеческого интеллекта (фактор V3). Примером преодоления информационного барьера представления является применение визуального моделирования, применение новых моделей представления, например, картографической модели. По мере накопления свойство информационных коллекций, усложнялся процесс их анализа и переработки, возникал информационный барьер, обусловленный низкой пропускной способностью человека как системы обработки и необходимостью обработки больших объемов информации, с которыми эта система не справлялась. Для преодоления этого информационного барьера был разработан метод классификации. Этот метод упростил работу с информацией и позволил выделять нужные классифицированные области для анализа. Исследования процессов принятия решений и мышления привели к появлению моделей знаний и правил вывода. Это тоже можно рассматривать как преодоление информационного барьера обусловленного необходимостью решения и анализа сложной информации.С этих позиций интеллектуальные системы можно рассматривать как средство преодоления информационного барьера, обусловленного в первую очередь сложностью, во вторую объемом информации и неспособностью человека как системы обработки и анализа в заданный период времени ее проанализировать и получить адекватное решение.Свойством интеллектуальных систем является возможность выполнения творческих функций, которые традиционно считаются прерогативой человека. Другими словами, интеллектуальная система, в отличие от информационной системы, способна проявлять активность при отсутствии воздействия или прямых указаний человека.С исследовательских позиций анализ информационных коллекций должен завершаться введением понятий. Определение понятия связано с терминологическим отношениями, формированием идеи, определения, суждений, метода, системы понятий. Если система понятий согласована, то уменьшается информационный барьер познания. Если система понятий, которую создает исследователь, не согласована с существующими терминологическими системами, то информационный барьер возрастает.Формирование согласованной системы понятий осуществляется на основе логики и научного подхода.В.М. Глушков создал определение информационного барьера и описал это в своей книге «Основы безбумажной информатики». Он определил следующие типы барьеров: I-й информационный барьер был преодолен примерно в 5 тысячелетии до н.э. До того времени единственное хранилище информации был мозг человека. Передача информации происходила с механическим перемещением самого человека, и, следовательно, скорость передачи была очень низкой, а передача ненадежной. Обработка информации также производилась человеком. Противоречие состояло в том, что человечеству требовалась возможность сохранять во времени опыт и знания, накопленные предыдущими поколениями с тем, чтобы они могли быть переданы поколениям последующим. Данный барьер был преодолен благодаря появлению письменности. Носителями информации стали камни, глиняные таблички, папирус, пергамент и т.д.; позже (во 2 веке н.э.) появилась бумага.II-й информационный барьер сформировался к 15 в. из-за того, что в связи с развитием производства - появлением цехов, мануфактур - возникла потребность в большом числе образованных людей, способных этим производством управлять. Изобретение книгопечатания (т.е. тиражирования информации) в Европе в XV в. И. Гутенбергом и в XVI в. И.Федоровым позволило преодолеть данное противоречие. В то время скорость передачи информации определялась скоростью механического перемещения ее бумажного носителя. Обработка производилась человеком. Поскольку основным носителем информации являлась бумага и именно этим определялись технологии накопления и распространения информации, по определению В.М.Глушкова это состояние можно назвать бумажной информатикой.К началу 20 в. ситуация изменилась, в первую очередь в отношении скорости распространения информации: сначала появилась почта; в 19 в. - телеграф, затем телефон; в 1905 г.- радио; в 1920-1930-е годы - телевидение. В результате этих изобретений любая информация мгновенно могла быть доставлена в любую точку земного шара. Появились и новые устройства, обеспечивавшие принципы записи информации для хранения - фотография, затем кино, затем магнитная запись. На сегодняшний день таких устройств стало намного больше, но одно является самым распространённым - флеш карта. Без существенных изменений оставалась лишь ситуация, связанная с переработкой информации, - эту функцию по-прежнему выполнял только человек.Чем больше взаимодействующих объектов, то есть чем масштабнее объект управления, тем больше линий взаимодействия, тем больший объем информации надо анализировать для обеспечения согласованного взаимодействия элементов. Если допустить, что информационный поток J у всех линий взаимодействия одинаков (такое предположение для общих, то есть чисто качественных рассуждений, приемлемо), то суммарный поток, подлежащий анализу системой управления, будет пропорционален числу линий взаимодействия l, и он может служить мерой сложности управления S. В пределах этого допущения можно записать S=Jl

- 402.50 Кб

XX век.

Теория двухступенччатой коммуникации. Лазарсфельд – основополжник. Согласно ей на первой ступени комууникации – идеи распространения от средств коммуникации к лидеру мнений, т.е самой авторитетной части группы а от неё – к менее активной массе.

Теория заговора и молчания (спирали молчания)

основополжник - Элизабет Ноэль-Нойман. человек с меньшей вероятностью выскажет свое мнение на ту или иную тему, если чувствует, что находится в меньшинстве, так как боится возмездия или изоляции (игнорирования). «Парадокс голосования» согласно которому многие не уччаствуют в выборах полагая что их голос ничего не решает.

Теория диффузий инноваций. основоположник – Эверетт Роджерс. Зависимость массовой коммуникации от широкого окружения понимается как процесс распространения новшеств ччерез коммуникационные каналы в течение определённого времени, когда важно убедить критические 5% аудитории.

Теория информационных барьеров. основоположник – курт левин. Теория носит преимущественно прикладной характер и может быть отнесена к процессам выбора новостей. В ее основе лежит предположение, что прохождение информации по некоторым каналам коммуникации зависит от наличия в них «ворот» (аналог Цензуры), которые в свою очередь управляются некими «контролерами».

культурологическая теория массовой коммуникации. Герберт Герберт Макклюин.

Мозаиччность культуры создана при помощи СМИ. Информирование создаёт иллюзию осведомлённости о многом в мире, но не может заменить систематичческого в образовании.

9. Процессно-информационные модели модели коммуникации. Модель коммуникации Гарольда Лассуэлла.

Модели, описывающие коммуникацию в рамках процессно-информационного подхода называются процессно-информационными.

В самом общем виде можно выделить 3 базовых конструкции коммуникации: линейную(односторонне взаимодействие без обратной связи), интеракционную (предусматривает наличие обратной связи между источником и получателем, когда последний описывает встречные сообщения исходному источнику), трансакционная (постоянный равноправный диалог, в котором два взаимодействующих субъекта взаимно заинтересованы и выступаю попеременно в качестве источников и получателей информации).

В 1948 г. американский ученый Г Лассуэлл предложил свою модель коммуникации. Разработанная на основе опыта ведения пропаганды в армейских подразделениях во время Второй мировой войны, эта модель в равной мере могла быть использована для анализа массовой коммуникации и любого коммуникативного действия, которое раскрывается по мере ответа на последовательно возникающие вопросы:

кто?

Сообщает что?

По какому каналу?

кому?

С каким эффектом?

«Формула» Лассуэлла стала как собственно моделью, отражающей структуру коммуникационного процесса, так и моделью исследования этого процесса, его структуры и отдельных элементов.

Вопрос кто? связан с определением источника информации, который не всегда может совпадать с коммуникатором, непосредственно ее передающим: это может быть одно лицо, а могут быть и разные. Определить это важно для нахождения правильного ответа на второй вопрос.

Вопрос с каким намерением? - ключевой. Только уяснив истинную цель коммуникации, можно говорить о подборе адекватных этой цели средств (коммуникатора, сообщения, канала), о выборе целевой аудитории и т.д. Четкое осознание цели (информирование, инструктирование или же мотивирование аудитории) определяет соответственно и подбор остальных компонентов коммуникации как условие ее эффективности.

Ответ на этот вопрос в какой ситуации? связан с определением того, в какой ситуации - благоприятной, неблагоприятной или нейтральной - осуществляется коммуникативный акт. При этом необходимо установить наличие естественных и искусственных барьеров между коммуникатором и аудиторией, которые препятствуют доведению информации до адресата, и попытаться минимизировать их влияние.

Отвечая на вопрос с какими ресурсами?, надо знать, что к ресурсам коммуникации относят как самих специалистов-коммуникаторов, так и финансовые и информационные средства, которыми они располагают, а также эффективные коммуникативные технологии, приемы, методы и т.п.

Ответить на вопрос используя какую стратегию? - значит правильно выбрать стратегию, следовательно, обеспечить наиболее эффективный способ достижения цели (в нашем случае - результативной коммуникации). Стратегия - это не только определение Перспективных целей, но и подбор адекватных им средств и путей их достижения.

Плюс: сообщения могут быть вербальными и невербальными, источниками и получателями информации могут быть индивиды, соц. группы, массы и т.д

Минус: модель линейная, нет обратной связи.

10. Процессно-информационные модели коммуникации. Математическая модель Шеннона и Уивера.

Она основана на анологиис телефонной связью. Предположим, что два человека, щ живающие в разных странах, говорящие на разаых языках и плох понимающие язык своего абонента, вынуждены вести переговоры|" по телефону. При этом время разговора ограниченно, а телефонная связь неустойчива. Такова ситуация, которую пытаются смодй лировать К. Шеннон и У. Уивер в разработанной ими математической теории связи (коммуникации) (1949).

В данной модели: источник - это тот, кто делает звонок (передает сообщение); сообщение - передаваемая информация; телефонный передатчик - кодирующее устройство, преобразующее звуковые волны в электрические импульсы; телефонный провод - канал; телефонный приемник (второй аппарат) - декодер, осуществляющий обратное преобразование электрических импульсов в звуковые волны; приемник - человек, которому адресовано сообщение. При этом разговор может сопровождаться постоянными помехами (шумами), возникающими на линии связи; частотный диапазон канала может быть ограниченным, а абоненты могут плохо понимать язык друг друга. Ясно, что в этой ситуации они пытаются максимизировать количество информации, передаваемой по линии связи.

Математическая теория коммуникации и была первоначально разработана с целью отделить шумы от полезной информации, передаваемой источником. По Шеннону, преодоление шумов может быть достигнуто путем использования избыточности сигналов.

Понятие избыточности - повторения элементов сообщения для Предотвращения коммуникативной неудачи - чаще всего демонстрируют на примере естественных человеческих языков.

Согласно Шеннону, избыточность в технике коммуникации достигается либо многократным повторением одного и того же с* нала (информации), либо его дублированием с использованием других каналов связи. Таким образом, возникает модель двух-многоканальной коммуникации.

Математическая теория связи Шеннона абстрагируется от держания (смысла) передаваемой информации, сосредотачиваясь, целиком на ее количестве: неважно, какое сообщение передаете важно лишь, какое количество сигналов передается. С точки ния Шеннона, информация - противоположность энтропии (л оса, неопределенности, беспорядка), следовательно, она есть возможность уменьшения неопределенности: чем больше информации содержит система, тем выше степень ее упорядоченности (щ этом Шеннон отмечает, что слишком большой объем информации также увеличивает степень неопределенности - возникает «информационный шум»).

Достоинство данной модели связано с тем, что с ее появление возникло представление о скорости и количестве передаваемой и* формации. Однако модель Шеннона-Уивера имеет и ряд ограничений: она механистична - отражает преимущественно технически способы коммуникации; человек включается в нее лишь в качестве «источника» или «приемника» информации;

л, она абстрагируется от содержания, смысла передаваемой информации, уделяя внимание только ее количеству; а. коммуникативный процесс в данной модели носит линейный, однонаправленный характер, обратная связь отсутствует. Преимущественно техническая ориентация данной модели до сих пор вызывает дискуссии среди специалистов о ее применимости к изучению межличностной коммуникации.

11. Модель коммуникации Джорджа Гербнера.

В 1956 ГОДУ предложил обобщённую модель коммуникации. Спецефической чертой данной модели является то, что она преобретает различные формы в зависимости от того какой тип коммуникативной ситуации описывается.

Модель подразумевает что человеская коммуникация может рассматриваться как объективный. избирательный и слабо предсказуемый процесс. А система человеческой коммуникации это открытая система.

Достоинства подхода – появление важного для коммуникации компонента связи между миром событий и миром сообщений.

Вербальное описание схемы напоминает расширенную Ласуеловскую модель.

1.Некто

2.Воспринимат какое-либо событие

3. И РЕАГИРУЕТ

4)В данной ситуации

5)Путём использования некоторых средств

6)Чтобы создать доступный материал

7)В той или иной форме

8)И в контексте

9)Передающий содержание

10)С определёнными последствиями

Основные элементы: Е – событие – некоторый элемент внешнего по отношению к коммуникатору мира, который отбирается из этого мира с тем чтобы стать предметом для коммуникации и породить сообщение

М – центральная фигура модели (коммуникатор), кот. формирует представление о событии (Е1) и на этой основе создаёт сообщение о передаче (SE).

Е1 – воспринятое событие, т.е образ события в сознании коммуникатора

SE – сообщение о событии, созданное коммуникатором на основании восприятия события и существующее как единство формы (S) и содержание (E)

простейший треугольник Гербнера имеет 2 измерения:

Горизонтальное измерение – измерение восприятия. Показывает ччто первым этапом формирования сообщения является отбор коммуникатором некоторого события которое производит определённое воздействие на органы чувств. Отбор события носит субъективный характер.

Вертикальное измерение (может быть названо коммуникативной). автор назвал измерением значений и контроля. Это второй этап порождения коммуникации, на котором реализуются отношения между коммуникантом и первичным продуктом коммуникации-сообщением. Здесь отбор также важен. Сначала есть отбор средств, затем способа передачи смысла сообщения.

Плюсы: её универсальность, позволяющая описать как межличностную и межгрупповую, так и организационную и массовую коммуникацию. Во-вторых разделение коммуникативного процесса на фазы позволяет точно выделить специфику и факты, влияющие на характер взаимодействия. Фиксация на таких значимых параметрах как отбор, доступность, контексты и т.д часто позволяет понять социально-политическую природу взаимодействия

минусы: не выявлены коммуникационные шумы, сказывающиеся на эффективном взаимодействии.

Он не обращается к проблемам кодирования сообщения, генерирования. гербнер считает, что сообщение и событие эквивалентны, однако восприятие сообщения не равно восприятию события.

12. Социально-психологическая модель Теодора Ньюкомба.

Т. Ньюкомб предложил учитывать отношения, которые устанавливаются между агентами общения и между ними, и объектом речи. Схематически такая минимальная система имеет следующий вид:

Возникают следующие виды ориентации: А по отношению к X, А по отношению к В, В - к Х и В - к А. Общей тенденцией коммуникации является стремление к симметрии. Если А и В сориентированы друг к другу положительно, то они будут стремиться к совпадению своего отношения к X. При несовпадении отношения друг к другу будет несовпадать и отношение к X. Совпадение отношения к X при несовпадении отношения друг к другу будет восприниматься как ненормальное. Кстати, в области этих отношений лежит известное высказывание "Враги моих врагов - мои друзья". Данная модель задает динамику изменений, к которым будет стремиться коммуникация - к созданию симметричных отношений, одинаковой оценке объектов при одинаковой оценке друг друга.

13. Общая харак-ка семиотич.подхода.

Семиотический подход в своёй основе опираеться на понимание коммуникации как взаимодействие опосредованного знаком,знаков. системмами и кодами. В зависимости от выбранного канала: в качестве каналов могут выступать вербальные средства, невнрбальные средства(громкость,интонации,поза..) Материал.предмет –украшения,предметы, аксессуары.

Отличие семиотического подхода от процессно-нформационного:

1) если центральн.понятие процессного подхода-это информация,то центр.понятие семиотич.-знак.

2) Особое внимание удиляеться рецепиенту и тексту,а также процессу декодирования информации.

Описание работы

Работа содержит ответы на 35 вопросов по дисциплине "Теория коммуникации".

1

В статье приводятся некоторые результаты проведенного автором социологического исследования, диагностирующего состояние информационно-аналитического обеспечения системы государственного управления на региональном уровне. Основной проблемой, анализируемой в статье, является дисфункциональное воздействие информационно-коммуникационных барьеров, проявляющихся в процессе информационно-аналитического обеспечения принятия и реализации управленческих задач. Отрицательное влияние барьеров приводит к недостатку актуальной информации, ее несвоевременному получению и снижению ее качества, что в результате создает риск несвоевременных и нерезультативных управленческих решений.

управление

анализ информации

информационно-аналитическое обеспечение

коммуникация

информационно-коммуникационный барьер

1. Адамьянц Т.З. Социальная коммуникация. - М. : ИС РАН, 2005. - 158 с.

2. Бочарова Т.А. Информационно-аналитическая работа в органах исполнительной власти региона: автореф. дис. ... к.с.н. : 22.00.08. - Белгород, 2009. - 193 с.

3. Карпенко Е.В. Социальные условия преодоления коммуникативных барьеров на региональном уровне государственного управления: автореф. дис. к.с.н. : 22.00.08. - Орел, 2009. - 23 с.

4. Пушкарева Г.В. Информационные технологии в принятии государственных решений: современный тенденции // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. - 2009. - № 2. - Том 2. - С. 128-139.

5. Тихонов А.В. От социологии менеджмента к социологии управления // Социологические исследования. - 2011. - № 2. - С. 40-45.

6. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / пер. с нем. под ред. Д.В. Скляднева. - СПб. : Наука, 2001. - 380 с.

7. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. - М., 1963. - 830 с.

8. Ericsson K.A. The acquisition of expert performance: an introduction to some of the issues // The Road to excellence: The acquisition of expert performance in the arts and sciences, sport and games. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1996. - 372 p.

9. Habermas, J. The theory of communicative action. V1: Reason and the rationalization of society / Translated by Thomas McCarthy. USA: Boston: Beacon Press, 1984. - 465 p.

В основе функционирования системы государственного управления и составляющих ее элементов лежат информация и коммуникация. Выступая в качестве сведений, снижающих степень неопределенности и неполноты знаний об объектах управляемой системы (общества), их параметрах, свойствах и состоянии, информация формируется, аккумулируется и распространяется в процессе коммуникативных действий и взаимодействий между субъектами и объектами управления. Коммуникативное действие опирается на символические (языковые или неязыковые) акты, при помощи которых субъект может понимать и контролировать действия окружающих людей. В данной связи оно рассматривается в контексте достижения взаимопонимания субъектов управления, которое строится на координации планов акторов в условиях социального взаимодействия (Ю. Хабермас) .

Основными условиями достижения цели коммуникативного действия в рамках информационно-аналитического обеспечения управления являются: наличие информации, необходимый ее объем, время обработки и представления информации. Организация соответствующих коммуникативных действий обеспечивает своевременные и качественные коммуникации, заключающиеся в обмене информацией между субъектом-актором и субъектом-контрагентом.

А.В. Тихонов отмечает, что «в определенном смысле управленческое действие может рассматриваться как социальное, но не каждое социальное действие может быть управленческим. Управление, например, не должно приводить к изменению личностных качеств субъекта действия. Оно в значительно большей степени есть выработка общих взглядов на решение проблем, поиск уникальной, единственно правильной стратегии и тактики, следствием которых и становится разработка деталей управленческого механизма. В процессе управления происходит формирование адекватных проблеме правил и норм поведения, общих целей и задач, создается внутренне согласованная система их поддержания в рабочем состоянии» .

Таким образом, препятствиями в достижении соответствующего качества управленческих взаимодействий являются информационно-коммуникационные барьеры (ИКБ).

Информационно-коммуникационные барьеры возникают на различных отрезках пути движения информации по информационно-коммуникационным каналам от источника к реципиенту (адресату) информации. Согласно К. Шеннону, «передача информации, без которой невозможно использование ее, осуществляется по самым различным каналам связи. Общая схема такой передачи предусматривает источник и передатчик информации - с одной стороны, и соответственно приемник с адресатом - с другой стороны канала связи, а также источник шума, искажающий в какой-то мере передаваемое сообщение» . Т.З. Адамьянц, комментируя диалогическую модель социальной коммуникации, разработанную Т.М. Дридзе, отмечает, что такие случаи, «когда отправитель и получатель информации остаются на разных полюсах информационного канала», носят название «коммуникативных сбоев», или «ножниц восприятия», в результате чего «возникает неожиданный или нежелательный для коммуникатора результат общения» . Соответственно, информационно-коммуникационные барьеры в качестве «источников шума» и помех оказывают влияние на внутренние и внешние информационно-коммуникационные каналы, образующие сферу информационного обмена системы государственного управления.

Наличие таких барьеров, как существенных факторов, влияющих на информационно-коммуникационные процессы в управлении, отмечается в работах ряда отечественных ученых. Так, например, Г.В. Пушкарева указывает на два основных фактора (психологический и инфраструктурный), которые не только затрудняют «налаживание эффективной коммуникации между участниками процесса принятия решений, но и способны в ряде случаев сделать эту коммуникацию ложной, вынужденной индуцировать государственные решения, не адекватные реальным запросам граждан и условиям устойчивого развития общества» . Е.В. Карпенко выделяет пять типов коммуникативных барьеров, действующих на региональном уровне государственного управления: субъективные, социально-стратификационные, социокультурные, социально-институциональные, инфраструктурно-технологические . Т.А. Бочарова в своем исследовании также рассматривает коммуникационные барьеры, затрудняющие взаимодействие между различными контрагентами информационно-аналитической работы: технические, семантические, психологические, инструментальные, организационные, статусные . Типологию Т.А. Бочаровой мы принимаем за основу теоретической интерпретации информационно-коммуникационных барьеров.

В данной связи информационно-коммуникационные барьеры являются постоянной компонентой информационно-аналитического обеспечения государственного управления. В функциональном плане воздействие барьеров на сферу информационного обмена организации является латентной дисфункцией управленческой деятельности (по Р. Мертону). Процесс анализа информации в организации осознанно и рационально ориентирован на максимально эффективное производство, хранение, распределение и применение информации (явная функция), а действие барьеров представляется теневой стороной функционирования тех же самых информационно-коммуникационных механизмов и технологий, связь которых с их очевидным положительным содержанием осознается субъектами коммуникаций далеко не всегда (латентная функция).

С целью выявления влияния информационно-коммуникационных барьеров на управленческий процесс в региональных органах государственной власти в 2010-2011 гг. было проведено двухэтапное социологическое исследование в Белгородской области.

Первый этап исследования включал проведенный в ноябре-декабре 2010 года опрос экспертов (руководитель - кандидат социологических наук, доцент С.Д. Лебедев). Целью исследования на данном этапе выступало определение состояния информационно-аналитического обеспечения системы государственного управления на региональном уровне в целом, выявление в первом приближении основных информационно-коммуникационных проблем данной системы. Экспертами (N=26) выступили три категории специалистов: ученые вузов г. Белгорода (42,3%), руководители государственных органов и органов исполнительной власти (46,2%), независимые консультанты-аналитики (11,5%). Отбор экспертов осуществлялся по следующим критериям (не менее двух условий из трех): а) стаж работы в системе государственного управления не менее 10 лет ; б) систематическая теоретическая или/и практическая деятельность в области социального управления; в) профессиональная специализация в информационно-аналитической или информационно-коммуникационной сфере.

В ходе экспертного опроса установлены следующие предварительные результаты. Уровень информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти Белгородской области оценивается в целом как «удовлетворительный», что считают 15 экспертов; 7 экспертов считают данный уровень «скорее высоким», 4 - «высоким»; 3 - «скорее низким» и 1 - «очень высоким». При этом в системе информационно-аналитического обеспечения региональной системы государственного управления, как отметили эксперты, наблюдаются систематические сбои различного рода: недостаток актуальной информации (отмечено 13 экспертами); неточная адресация информации (12); несвоевременное получение информации (11); избыток информационного шума (6).

При этом наиболее значимыми причинами сбоев в информационно-аналитической работе региональных структур исполнительной власти эксперты считают несовершенство нормативной базы, регулирующей межведомственную коммуникацию - 53,9%, и недостаточную компетентность лиц, принимающих решения, специалистов (субъектов информационно-аналитического обеспечения государственного управления) - 38,5%.

Второй этап исследования предполагал массовый опрос субъектов информационно-аналитического обеспечения региональной системы государственного управления на предмет выявления информационно-коммуникационных барьеров и характера их дисфункционального воздействия. С этой целью в период с января по февраль 2011 года автором при поддержке Управления информационных технологий и связи администрации губернатора Белгородской области и Института государственного и муниципального управления НИУ «Белгородский государственный университет» был проведен социологический анкетный опрос на тему: «Проблемы информационно-аналитического обеспечения органов исполнительной власти Белгородской области».

В проведенном опросе приняли участие 908 сотрудников органов исполнительной власти области. Основными категориями респондентов выступили: а) государственные гражданские служащие, занимающие управленческие должности (начальники отделов, управлений, департаментов, структурных подразделений) - 20,2%, б) государственные гражданские служащие (консультанты, ведущие специалисты, главные специалисты) и персонал, замещающий должности, не являющиеся должностями государственной гражданской службы (референты, старшие инспекторы, старшие инженеры), в чью задачу входит подготовка и принятие управленческих решений - 79,8%. Распределение опрошенных по возрастным группам находилось примерно в равных долях, с небольшим преобладанием сотрудников в возрасте до 30 лет - 28,5% и от 30 до 39 лет - 28,2%, количество респондентов в возрасте от 40 до 49 лет составило 20,3% и от 50 лет и старше - 23%.

Констатация наличия информационно-коммуникационных барьеров произведена посредством фиксации сбоев в функционировании информационно-аналитического обеспечения управления. Информационно-коммуникационные сбои определенного характера указывают на наличие информационно-коммуникационных барьеров.

При ответе на вопрос «Своевременно ли Вы получаете необходимую для подготовки документов информацию?» 49,8% опрошенных отметили, что получают информацию «обычно вовремя». Но большая часть государственных служащих (в сумме 55,8%) отметили, что получают информацию с «длительной» (19,5%), или чаще с «минимальной» (36,3%) задержкой. 2,5% сотрудников отметили, что получают информацию ранее указанного в запросе или задаче срока. Данное наблюдение указывает на наличие информационно-коммуникационных сбоев организационного характера.

Следующие результаты исследования указывают на наличие информационно-коммуникационных сбоев инструментального характера: около 24,7% сотрудников органов исполнительной власти при выполнении своих обязанностей сталкиваются с информацией, которая выходит за рамки того, что они должны знать в соответствии с занимаемой должностью; 28,8% утверждают, что им требуется дополнительная интерпретация, уточнение, расшифровка информации, поступающей от контрагентов. 41,7% респондентов отмечают, что им часто приходится осуществлять поиск дополнительной информации, не поступившей от контрагентов, 11,5% опрошенных с данной проблемой сталкиваются очень часто, что указывает на наличие информационно-коммуникационных сбоев как инструментального, так и организационного характера.

На конкретизацию положения о наличии систематических сбоев в информационно-аналитическом обеспечении управленческих решений направлен основной вопрос анкеты «С какими информационно-коммуникационными проблемами Вам приходится регулярно сталкиваться?» (рис. 1).

Рис. 1. Информационно-коммуникационные барьеры в системе органов исполнительной власти региона, %

Как можно видеть, степень выраженности барьеров в процессе анализа информации распределилась в порядке убывания следующим образом: организационный барьер, технический, семантический, психологический, статусный, инструментальный.

Проявление организационного барьера выразилось в следующих показателях: 34,6% респондентов ответили, что сталкиваются с информационными перегрузками , которые не позволяют руководителям своевременно и адекватно реагировать на поступающую информацию; 33% отмечают, что на их деятельность отрицательно влияет отсутствие связей между подразделениями , которые либо формально, либо фактически не предусмотрены конкретной схемой организационной структуры; 22,1% отмечают искажение сообщений при движении нисходящей и восходящей информации.

На наличие технического барьера указывают следующие информационно-коммуникационные проблемы: сбои в работе технических и программных средств обработки и визуализации информации (30,1%); отсутствие технической возможности обратной связи с источником информации (21,9%); неизвестность местонахождения документа и невозможность его поиска в больших документальных массивах (20,7%).

Семантический барьер проявился в следующем комплексе проблемных моментов: 29,2% служащих регулярно сталкиваются с неверной интерпретацией информации в связи с различием понятийного аппарата разных подразделений; 21,7% сталкиваются с тем, что потребитель информации не обладает достаточными (специальными) знаниями в той сфере, которой посвящена документированная информация; 18,9%, напротив, отмечают проблему узкой компетенции потребителя информации , неспособного воспринимать информацию более широкого предметного характера.

Такие информационно-коммуникационные проблемы, как невозможность для потребителя физически освоить все источники информации, соответствующие его потребностям (33,7%); несовпадение социальных позиций субъектов информационной среды (14,9%); боязнь трудностей поиска и освоения информации, особенно в условиях информатизации (5,8%), указывают на наличие психологического барьера.

Действие статусного барьера подтверждается тем, что 30,9% респондентов сталкиваются с административными ограничениями , затрудняющими получение информации; 16,2% - с режимным характером доступа к информации; 4,6% - с ограничениями идеологического и политического характера .

И, наконец, следующие информационно-коммуникационные проблемы позволяют судить о наличии инструментального барьера: таковы недооценка роли информации в профессиональной деятельности (14,9%); отсутствие у контрагентов необходимых знаний и навыков работы с информационными системами (14%); неумение выбрать правильную стратегию поиска и обработки информации (11,9%).

Следует отметить, что данное распределение проявления информационно-коммуникационных барьеров в региональном управлении относится к повседневной деятельности сотрудника органов исполнительной власти региона. Соответственно, все указанные барьеры проявляются регулярно (перманентно) в процессе информационно-аналитического обеспечения и, как следствие, оказывают существенное влияние на управленческую деятельность структурных подразделений органов исполнительной власти.

«Понятие коммуникативного действия», как отмечает Ю. Хабермас, «требует, чтобы действующие лица были рассмотрены, как говорящие и слушающие субъекты, которые связаны какими-либо отношениями с «объективным, социальным или субъективным миром». Ю. Хабермас рассматривает «не субъект вообще (человек как таковой), а субъект направленной социальной активности, который может выступать в таких модальностях, как отдельный индивид, социальная группа или даже общество в целом» . Следовательно, субъект взаимодействия в системе государственного управления, которым является лицо, принимающее решения, либо подчиненный, обеспечивающий поддержку принятия решения прямым или косвенным путем, либо отдел структурного подразделения, либо специализированное структурное подразделением, характеризуется определенным положением в горизонтали и в вертикали организационной структуры. От этой локализации субъекта в организационной (управленческой) структуре зависят его полномочия и ответственность в принятии решения, доступ к информации, вся система его информационно-коммуникационного взаимодействия с контрагентами.

Локализация субъекта управления в организационной структуре позволяет определить место проявления информационно-коммуникационных барьеров, степень проявления на данном участке.

Для определения места проявления информационно-коммуникационного барьера респондентам был задан следующий вопрос: «Отметьте степень частоты Вашего взаимодействия с другими субъектами управленческого процесса». Распределение ответов на данный вопрос отражено в таблице 1.

Таблица 1 - Частоты взаимодействия с другими субъектами управленческого процесса

Нет ответа

Очень часто

Очень редко

С сотрудниками отдела

С сотрудниками управления

С управлениями (отделами управлений) структурного подразделения

С управлениями (отделами управлений) области

С департаментами (отделами, управлениями департамента) области

С территориальными представительствами федеральных органов исполнительной власти

Анализ ответов респондентов на данный вопрос подтверждает, что чаще всего большее количество сотрудников организации взаимодействует с представителями своего отдела (74,8% - очень часто) и своего структурного подразделения (19,1% - очень часто, 53,8% - часто). Данные результаты указывают на насыщенность внутренних информационно-коммуникационных каналов. Около 42% респондентов при выполнении своей работы часто участвуют в межведомственной коммуникации, 30% опрошенных редко задействованы в коммуникации данного рода, а 4,2% не взаимодействуют с департаментами и управлениями области. Отсюда следует, что межведомственные информационно-коммуникационные каналы менее насыщенны в информационном и коммуникационном плане, но тем не менее значимы.

Рассмотрение взаимодействия с контрагентами разных направлений (внутренней и межведомственной коммуникаций), принимая во внимание вес позиции «очень часто», наглядно иллюстрирует общую картину информационно-коммуникационных взаимодействий в системе органов исполнительной власти регионального государственного управления. Внутренняя коммуникация характеризуется следующим комплексом барьеров: организационный (0,75), семантический (0,73), технический (0,72), психологический и статусный (по 0,69), инструментальный (0,68).

Комплекс барьеров при межведомственной коммуникации следующий: семантический (0,76), статусный (0,75), организационный (0,73), технический (0,71), психологический (0,67), инструментальный (0,65).

Данные результаты свидетельствуют о наличии информационно-коммуникационных барьеров на всех направлениях коммуникации. Частота наблюдения позволяет оценить степень проявления барьеров на каждом направлении, определяя их комплексность.

Условием, характеризующим время проявления информационно-коммуникационных барьеров, является уровень решения задач. Во-первых, анализ ответов респондентов позволил определить «удельный вес» различных видов и форм информационно-аналитической деятельности в их повседневной работе:

  • комплексные программы и планы в различных сферах жизнедеятельности общества - 263 респондента (29,0%);
  • задачи, направленные на решение проблем повседневной деятельности структурного подразделения - 672 (74,1%);
  • анализ и прогноз общественно-политических тенденций - 90 (9,9%);
  • мониторинг и анализ текущего состояния элементов социально-экономической и общественно-политической сфер общественной жизни - 240 (26,5%);
  • задачи, ориентированные на текущее организационное, ресурсное обеспечение программ, проектов - 394 (43,4%);
  • планы реализации программ, моделей и сценариев развития региона - 230 (25,4%);
  • оперативный контроль и корректировка выполнения планов и проектов - 351 (38,7%);
  • анализ и прогноз долгосрочных тенденций социально-экономического развития региона - 153 (16,9%);
  • непрерывный мониторинг характеристик и показателей социально-политических факторов развития региона - 156 (17,2%);
  • другой вариант - 12 (1,3%).

В соответствии с этими данными 19,5% респондентов участвует в решении задач стратегического характера; 48,7% решает задачи тактического характера и 81,4% - оперативно-текущие задачи. Распределение ответов подтверждает вывод о наибольшей вероятности проявления информационно-коммуникационных барьеров на оперативном уровне решения задач.

Во-вторых, корреляционный анализ позволил определить зависимость проявления информационно-коммуникационных барьеров от уровня решаемых задач (рис. 2).

Рис. 2. Сравнение влияния информационно-коммуникационных барьеров в зависимости от уровня решаемых задач

Организационный барьер имеет высокую степень проявления на всех уровнях решения задач, следовательно, его проявление не зависит напрямую от данного фактора. Инструментальный барьер возрастает при увеличении сложности уровня принятия решений (от оперативного к стратегическому). Семантический уровень имеет более высокую степень проявления на тактическом и оперативном уровне принятия решений. Статусный приобретает важность на стратегическом уровне. Психологический барьер стратегического уровня незначительно превосходит степень проявления на остальных уровнях решения задач. Убывает с усложнением уровня решения задач только технический барьер.

В итоге исследование подтвердило:

  • гипотезу о различном характере комплексов барьеров в информационно-аналитическом обеспечении государственного управления, что определяется уровнем принятия решений (стратегический уровень, тактический, оперативный), соответствующим видом коммуникации в ходе выполнения определенных процедур (внутренняя коммуникация, межведомственная и внешняя);
  • гипотезу о том, что организационный барьер является основной причиной информационно-коммуникационных сбоев в работе региональных органов исполнительной власти. Наличие организационного барьера позволяет судить о сбоях в управленческой деятельности региональных органов исполнительной власти.

Результаты исследования могут указывать на наличие системной проблемы, вытекающей из того, что государственное управление основано на четком формальном разделении властных полномочий и компетенции в вертикальном и горизонтальном измерениях своей структуры. Проблемы информационных перегрузок, отсутствия связей (прежде всего - горизонтальных) между подразделениями и искажения информации возникают «на стыке» формальных полномочий должностных лиц и их неформальных отношений с должностными лицами из других структур, обладающими необходимой информацией. В этой связи задачами дальнейшего анализа является выявление связей и зависимостей влияния организационного барьера с влиянием других информационно-коммуникационных барьеров в региональной системе государственного управления.

Дальнейшее изучение условий и специфики проявления информационно-коммуникационных барьеров и их последствий позволит выработать технологии оптимизации барьеров в системе органов государственного управления и, как следствие, повысить эффективность принятия и реализации решений. В конечном итоге развитие данного направления исследований принципиально ориентировано, по словам Ю. Хабермаса, на «создание новых форм социального управления» .

Список литературы

Рецензенты:

  • Тихонов А.В., д.соц.н., профессор, руководитель Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии РАН, Учреждение Российской академии наук Институт социологии Российской академии наук, г. Москва.
  • Бурмыкина И.В., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента и социальных технологий Липецкого государственного педагогического университета, г. Липецк.

Работа получена 10.10.2011

Библиографическая ссылка

Хижняков Д.П. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=4826 (дата обращения: 06.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Первый информационный барьер


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Информационный барьер" в других словарях:

    Препятствие, мешающее оптимальному протеканию информационных процессов. Различают: объективные информационные барьеры, возникающие и существующие независимо от человека; субъективные информационные барьеры, создаваемые источником информации; и… … Финансовый словарь

    информационный барьер - Совокупность различных препятствий, возникающих на пути распространения и использования информации. [Домарев В.В. Безопасность информационных технологий. Системный подход.] Тематики защита информации EN information barrier … Справочник технического переводчика

    Информационный барьер - совокупность всех различных препятствий (языкового барьера, трудности в получении необходимых документов и т.п.), к рые стоят на пути распространения информации … Педагогический словарь

    Информационный барьер, возникающий в связи с разделением источника и приемника информации во времени. Чем большим является это удаление, тем существеннее становится информационный барьер и тем труднее он преодолевается. Синонимы: Исторический… … Финансовый словарь

    Информационный барьер, обусловленный разветвленной, иерархической структурой системы управления, которая удлиняет пути прохождения документов. Синонимы: Ведомственный информационный барьер См. также: Информационные барьеры Иерархическая структура … Финансовый словарь

    Информационный барьер, возникающий вследствие удаления источника и приемника информации друг от друга в пространстве. Синонимы: Географический информационный барьер См. также: Информационные барьеры Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, обусловленный несовпадением толкований одних и тех же слов, терминов и символов разными людьми. Синонимы: Терминологический информационный барьер См. также: Информационные барьеры Термины Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, обусловленный незнанием либо слабым знанием языков. Синонимы: Национально языковый информационный барьер См. также: Информационные барьеры Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, возникающий в связи с тем, что разные государства по разному регулируют информационно документационные процессы. См. также: Информационные барьеры Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Информационный барьер, возникающий между отдельными людьми или социальными группами из за наличия у них разных систем взглядов на окружающую действительность, различного вероисповедания и т.п. Идеологические барьеры могут стать причиной острых… … Финансовый словарь

1. Семиотический барьер связан с недостаточным владением знаковой системы.

Данный вид барьера позиционируется как самый простой вид, и в применении к коммуникациям предписывает использование общеупотребительных слов без сложной терминологии или других языков. Однако в условиях трансформации российского общества наблюдается иноязычное вторжение, прежде всего, слов английского происхождения: избиратели - электорат, согласие-консенсус, городской - муниципальный, дело - бизнес, образ - имидж и т.д. Русский и иностранный аналоги сосуществуют, иностранный аналог вытесняет русский синоним. В результате меняется стиль речи и способ отражения реальности. Заимствование элементов чужой культуры существенным образом меняет жизнь человека в собственной культуре. «Великий и могучий» русский язык переживает сложные времена, что является проявлением кризиса культуры в целом. Национальная культура растворяется или утрачивает четкие очертания под воздействием различных влияний и заимствований. (Вывеска« Паркинг» как символ растерянности, деидеологизированности, потери самоидентификации русского этноса).

2. Тезаурусный барьер связан с недостаточным информационным потенциалом. (Тезаурус -совокупность всех интеллектуальных и информационных потенций человека). Сокращение тезауруса как результат проблем системы образования, редукция к технико-операциональному знанию, является еще одной причиной в полисемиотичном пространстве неоднозначной интерпретации системы ценностей, ментальных основ. «Доступность информации при отсутствии идеологических фильтров, но с сохранением коллективизма в ужесточенной форме корпоративного эгоизма, переносит столкновения социальных интересов из сферы публичных моралистских деклараций в сферу личностных диспозиций и нравственных намерений индивидов… Национальная идея, способная противостоять американоцентризму, должна содержать кодекс эпохи, созвучный с ментальными ценностями народа. Новое поколение выбирает не только «Пепси», но и напористость и беззастенчивость или погружение в инфантильные фантазии. Энергетика самоутверждения разобщает людей. Иная энергетика -альтруизма, сострадания, сочувствия, становящихся действенным пониманием».

3. Контрасуггестивный барьер связан с изменением установки реципиента методами убеждения - метод интеллектуального воздействия, содержащий логическое обоснование аргументов, подтверждаемых фактами; внушения - метод воздействия, рассчитанный на некритическое восприятие информации.

Безусловно, преодоление установок и стереотипов реципиента требует не только знаний коммуникативистики, но и определенного опыта, интуиции и т.д.